Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства. Развитие конкуренции Что нужно сделать для развития конкуренции

Рассматривая условия для дальнейшего развития конкуренции, следует исходить из того, что они в полной мере должны вытекать из условий развития рыночной среды, но вместе с тем, иметь и свое особенные факторы и предпосылки. Если построить логическую цепь, то первичной категорией должна быть рыночная среда, вторичной – конкурентная среда. На рисунке 8.7. дана принципиальная схема создания конкурентной среды для развития конкуренции в экономике.

Конкурентная средаэто система организационно – правовых, институциональных, административных, экономических, технологических, инновационных и социальных факторов, способствующих развитию конкуренции. Конкурентные и рыночные среды взаимозависимы. Так как, развитие конкуренции и предпринимательства в свою очередь влияет на развитие рыночных отношений.

Рис.8.7. Принципиальный механизм создания и развития конкуренции в экономике

Рассмотрим основные факторы формирования конкурентной среды более подробно. Стоит заметить, что более подробная характеристика исследуемой проблемы рассматривалась автором в ряде своих публикаций.

К основным предпосылкам развития конкуренции относят:

- индивидуальные особенности капиталистической экономики.

В первую очередь это:

· наличие частной собственности;

· свобода предпринимательской деятельности;

· свобода потребительского выбора;

· приоритеты личного интереса;

· ограниченная роль государства.

Индивидуализм капиталистической рыночной экономики имеет, как правило, сильные и слабые черты. К сильным сторонам относят высокую эффективность по сравнению с другими формами организации экономических отношений; гибкость экономики, которая проявляется в более быстром приспособлении к изменениям во внешней и внутренней средам; восприимчивость научно-технического прогресса; наличие потребительского рынка удовлетворяющего максимальное количество запросов потребителей и т.д.

Вместе с тем индивидуализм как принцип организации экономики имеет и ряд существенных недостатков и противоречий. Эти недостатки проявляются в противоречии между частными и общественными интересами в вопросах извлечения прибыли и выгоды. В противоречии общегосударственных интересов корпоративным. Экологические противоречия, социальные и т.д. Именно по этому, конкуренция является основным препятствием на пути неблагоприятного развития экономики.

Второй важнейшей предпосылкой существования конкуренции является рассредоточение экономической власти . Индивидуальный производитель, участвующий в рыночных процессах не имеет возможности влиять на рыночную цену, а значит диктовать свою экономическую волю другим производителям.



Индивидуализм и отсутствие экономической власти это только часть необходимых предпосылок. Важную роль должны играть в становлении и развитии конкуренции экономические стимулы . Вряд ли будут способствовать развитию конкуренции инфляционные процессы в денежно-кредитной системе, а также невозможность производителей реализовывать свои производительные и потребительные интересы. Особый аспект – наличие внутреннего спроса. Объем созданных товаров и услуг, если они только отвечают требованиям конкурентоспособности, должны соответствовать пропорциональному объему необходимого спроса. По мнению большинства предпринимателей – одна из причин тормоза развития предпринимательства является именно невозможность продать свои продукты.

Характеризуя современные предпосылки развития конкуренции нельзя их рассматривать вне предпосылок для развития предпринимательства, т.к. экономическая конкуренция существует только в предпринимательской среде, а эффективная предпринимательская среда невозможна без конкуренции. На этой позиции стоит и Израэл М.Кирцнер который считает «чисто роббинсианская экономически рациональная деятельность никогда не конкурентна; чисто предпринимательская деятельность всегда конкурентна. Другими словами предпринимательство и соревновательность являются двумя сторонами одной медали: предпринимательская деятельность всегда соревновательна (конкурентна) а соревновательная (конкурентная) деятельность всегда предпринимательская (а не роббинсианская)».

К основным факторам предпринимательской среды в переходной экономике следует отнести:

· экономические;

· технологические;

· социальные предпосылки.

Среди экономических предпосылок следует выделять такие как, рассредоточение рыночной власти, наличие множественности предпринимательских образований. Для переходной экономики необходимо создание условий для массового репродуцирование новых фирм. Минимизация издержек образования и регистрации организационная и финансовая поддержка предпринимательства являются определяющими факторами этого процесса. Наличие финансовых институтов активизации предпринимательства и т.д. (Более подробно это рассматривалось во второй главе данной монографии).

Не менее существенную роль играют технологические предпосылки . Доступность технологий и информационное обеспечение позволяют не только создавать параллельные производства и открывать новые рыночные ниши, но и способствовать укреплению конкурентоспособности вновь формирующихся предпринимательских структур. Уровень научной активности и степень применения её достижения в производстве является мощным источником конкуренции вызванной созданием заменителей новых товаров и услуг.

Социальные предпосылки связаны с созданием новой системы: мотивации и преодолением управленческой психологии командно-административной системы. Необходимо репродуцировать массовое сознание на развитие массовости предпринимательского движения и его значимости и т.д.

Как показывает опыт, в экономиках переходного типа, вышеобозначенные цели, невозможно решить без специальных институтов. И в первую очередь – государства. К основным задачам государства для создания конкурентной, предпринимательской среды следует отнести:

· создание и развитие инфраструктуры для бизнеса;

· правовое обеспечение предпринимательской деятельности;

· формирование стимулирующих финансовых, налоговых, кредитных условий;

· снижение организационных, административных барьеров для предпринимателей;

· эффективную кадровую политику в части создания условия для обучения новых кадров предпринимателей;

· проведение эффективной антимонопольной политики, и многие другие задачи.

К субъектам государственной политики в сфере поддержки и развития предпринимательства необходимо относить не только государственные органы федерального, регионального, местного уровня, но и общественные некоммерческие организации, занимающиеся этими направлениями.

Конкурентная среда может носить разный характер. Выделяют следующие типы среды: агрессивная – неагрессивная; продуктивная – непродуктивная. Данное деление зависит от типа создаваемой экономики в обществе. Так для либеральной экономике ближе подходит тип продуктивной, неагрессивной среды. Когда модель рынка соответствует рынку свободной совершенной конкуренции. Как правило, это следующие условия:

· объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

· реализуемые каждым производителем товары являются однородными; покупатели хорошо информированы о ценах и если кто-то повысит цену, то потеряет своих покупателей;

· продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга;

· фирмы-производители могут свободно входить и выходить на рынок;

  • структура спроса и предложения соответствует рыночному равновесию;
  • преобладание мелких и мельчайших фирм, и, вследствие этого, низкая концентрация производства и предложения;
  • монополии были незначительным и нехарактерным явлением;
  • почти полное отсутствие разделения капитала - собственности и капитала - функции;
  • отсутствие влияния производителя на потребителя посредством торговых марок, рекламы и т.д;
  • отсутствие входных и выходных барьеров;
  • масса и норма прибыли производителя зависели в большей мере от его способности снижать издержки производства;
  • свободная конкуренция отличалась более низкой, чем в последующие периоды, степенью централизации государственной власти; отсутствовали устойчивые центры экономической власти.

В реальной жизни подобная модель встречается крайне редко, но именно она позволяет понять, как происходит процесс формирования рыночных цен, как работает механизм саморегулирования рынка на основе закона конкуренции.

Для экономики с олигопольным и монопольными доминантами конкурентная среда приобретает другие черты. Так, можно отметить, наиболее важные:

· появление в отрасли экономической власти за счет олигопольного и монопольного воздействия, что приводит к изменению структуры цены;

· вытеснение мелких фирм и предпринимателей, и как следствие возможность сговора в проведении товарной и конкурентной политики;

· установление устойчивых связей между производителями и потребителями (работа на заказ). Этому способствует бурное развитие маркетинга, конкуренция в области качества и послепродажного обслуживания;

· наличие естественных барьеров входа - большими размерами
первоначально необходимого капитала, и др;

На современную конкурентную среду российской экономики откладывается отпечаток создаваемой экономики смешанного типа: усиление роли государства в приоритетных отраслях и развитие свободного предпринимательства. Кроме этого, важным фактором, воздействующим на создаваемые условия для конкуренции, является глобализация экономики. НТР способствует усилению конкуренции, т.к. создаёт возможности для снижения издержек, обновления продукции, роста производительности труда, расширения спроса, разнообразия продукции. Однако конкуренция сохраняет регулируемый характер, что находит отражение в новых формах взаимодействия хозяйствующих субъектов. Происходит межфирменное сотрудничество производственного и научно-исследовательского характера, слияние и поглощения сменяются организацией совместных производств, характерно для этого периода интеграция крупного и малого бизнеса. Стратегическим моментом в конкурентном взаимодействии на международном уровне является то, что конкурентоспособность в информационную эпоху основана на производстве знаний и обработке информации.

Анализируя современный уровень развития конкурентных отношений в национальной экономике, следует обратить внимание на то, что задачи создания благоприятных условий для их развития далеко не выполнены в полной мере. И на это есть ряд причин объективного и субъективного характера. Так, к основным факторам, препятствующим развитию конкурентной среды следует отнести: нерациональную структуру промышленного производства, технологическую отсталость отраслей промышленности, монополизм как преобладающий тип экономических взаимосвязей, слабое развитие малого бизнеса и предпринимательства, патернализм российских предприятий, отсутствие полноценной рыночной инфраструктуры.

По мнению А.В.Бузгалина – важнейшей причиной, тормозящей развитие конкурентной среды является создание бюрократической модели рынка с акцентом на перераспределительные процессы.

Основные черты спекулятивно – бюрократического рынка:

Конкуренция между кланово – корпоративными группами;

Ценовая конкуренция зависит от внеэкономических факторов формирования цен;

Создается механизм направленный не на снижение цен, а на поиск новых регионов или сфер деятельности;

Присутствуют специфичные иррациональные формы неценовой конкуренции;

Возникает системы «агрессивного» маркетинга – связь коррупции с закономерностями рыночной экономики;

Его вывод: в России создается номенклатурно – капиталистическая модель конкуренции. Как бы в дополнение Рубин Е.Б. отмечает, что помимо отраслей монополизированных (например, в химической и нефтехимической из 24 подотраслей 15 относится к высококонцентрированным), тенденции концентрации способствуют появлению новых монополистов. А деятельность межотраслевых объединений и концернов (которые пришли на смену министерств, ведомств, комитетов, главков) становится еще более агрессивна. 60 % всех рассмотренных антимонопольными органами заявлений – связаны с злоупотреблением доминирующего положения. На рынках доминируют рецидивы дорыночной или рецидивы рыночной конкуренции, в виде «боев без правил», с привлечением криминальных структур или органов правопорядка. К этому следует добавить сращивание государственных органов власти с крупным бизнесом, произвол чиновников и наличие в стране системы поборов и взятничества.

Поэтому главным органом, регулирующим и развивающим конкуренцию призвано быть государство, так как масштабность проблем и задач соответствует глубине национального размера. В этой связи, одним из главным ее направлением является антимонопольная политики.

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

Каждому предприятию особенно важно создать конкурентоспособный товар правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции.

Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ продукции и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции, как товара, так и предприятия.

Конкуренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Мож­но сказать: нет конкуренции - нет рынка, нет его управляе­мости.

Являясь непременным условием сущест­вования рынка и реализации его функций, конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулирования экономики.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.

Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

Фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;

Для проникновения на рынки с новыми товарами;

Для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).

К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой.

Еще один вид неценовой конкуренции - дифференциация продукции. То есть предложение широкого ряда типов, стилей, марок данного продукта. При этом диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяются более полно. Правда существует угроза, что увеличение ассортимента продукта может достичь такого уровня, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным и покупки будут занимать много времени

Каждая фирма имеет продукт, который в настоящее время отличается от продуктов конкурентов. В любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Поэтому очень часто помимо выпуска на рынок новых товаров производители используют политику модификации, т.е. изменение наиболее существенных технико-эксплуатационных свойств, качества товара, изменение внешнего оформления или формы упаковки. Благодаря этому фирма может изменить имидж товара, сориентировать его на новые сегменты сбыта.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.

Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

Развитие конкуренции на российских рынках

Отношение государства, общества к проблемам монополизма и конкуренции двояко. Эта двойственность исходит из того, что в условиях концентрации производства и обращения объективна тенденция сокращения производства, роста цен, злоупотреблений монопольным положением.

С другой стороны, концентрация ведет к массовому производству продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к эко­номии основных видов ресурсов.

Исходя из этих двух тенденций, государство строит антимонопольную политику.

Можно выделить три направления антимонопольной политики.

Во-первых, борьба с монополизацией.

Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.

В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования кар­телей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рын­ка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставка­ми на аукционах.

Эксперт McKinsey & Company А.Резникович опубликовал в журнале «Коммерсантъ-Деньги»: «Монополистическое отечество в опасности». Главный ее тезис: «Как ни банально это прозвучит, самым мощным тормозом развития экономики России является недостаток конкуренции. Причем государство само создает условия, которые сдерживают ее и способствуют монополизму».

Поэтому не случайно, что «…все более распространенным становится мнение, что деньги можно зарабатывать, только имея «особые отношения» с властью (например, муниципальной), которая рассматривает любой бизнес на своей территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы от конкуренции, получает экономическую ренту».

Необходимо также обозначить еще одну большую проблему - ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. «Сегодня в России рабочая сила прикована к индустриальным городам системой регистрации и связанной с ней системой социальных благ. Семья безработного, живущая в экономически неблагоприятном районе, имеет пособие по безработице и экономические субсидии, все члены семьи лечатся бесплатно, а дети получают бесплатное среднее образование и бесплатно пользуются услугами детских садов. Переезд, как правило, означает утрату всех этих льгот. И в первую очередь самой главной - права на жилье… Внеэкономические формы прикрепления людей к земле (крепостное право, изъятие паспортов у крестьян и проч.) просто уступили место экономическим ограничениям в виде социальных благ. Но сути это не меняет: феодальная экономика всегда менее эффективна, чем капиталистическая».

Последствия перечисленных тенденций неутешительны. Давосский всемирный экономический форум в своем очередном годовом отчете о конкурентоспособности стран мира поставил Россию на 52-е место (после Зимбабве).

Государство, безусловно, должно проводить антимонопольную политику. Но следует помнить, что защита конкуренции и защита конкурентов - не одно и то же, а скорее противоположности.

Анализ конкурентоспособности России дает весьма нерадостный результат. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения конкурентоспособности страны теперь поставлена на самом высоком уровне.

Заключение

Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП.

Существует четыре возможные конкурентные структуры, опряделяющие структуры рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

Конкуренция на рынке бывает трех видов: функциональная, видовая, предметная.

В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Список литературы:

1. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник для студентов. – М.: Юристъ, 2000. – 336с.

2. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика / Перевод с англ. – М.: «ИНФРА-М», 1996. – 560 с.

3. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – 432 с.

4. Курс экономической теории: Учебное пособие / под редакцией Чепурина М.Н. – Киров.: Издательство «АСА», 2006. – 624 с.

5. Резникович, А. Монополистическое отечество в опасности // Коммерсант-Деньги. – 1999. - №13. – С.31-33

6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 456 с.

7. Экономическая теория: Учебник для студентов / под редакцией Камаева В.Д. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 640 с.

8. Экономика: Учебник /Под редакцией А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 632 с.


Экономическая теория: Учебник для студентов / под редакцией Камаева В.Д. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – С.231

Экономическая теория: Учебник для студентов / под редакцией Камаева В.Д. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – С.232

Курс экономической теории: Учебное пособие / под редакцией Чепурина М.Н. – Киров.: Издательство «АСА», 2006. – С. 342

А.Резникович Монополистическое отечество в опасности // Коммерсантъ-Деньги. - 1999. - №13- С. 31-33

А.Резникович Монополистическое отечество в опасности // Коммерсантъ-Деньги. - 1999. - №13- С. 31-33


Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, который зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в индикатор предпринимательской деятельности.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок со свободой конкуренцией, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения, колебание цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки. В этот период четко определились две основные формы конкуренции — внутриотраслевая и межотраслевая.

Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует на предприятиях развитие научно-технического прогресса.

Межотраслевая конкуренция — конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли. Устремляясь в более прибыльные сферы, новые капиталы способствуют расширению наиболее нужных в общественном отношении производств, увеличению предложения наиболее необходимых товаров. Цены падают — снижается и прибыль.

К обратному результату приводила утечка капитала из низко-прибыльных отраслей: объем производства сокращался, спрос на товары начинал превышать их предложение, в результате цена поднималась, а с ней росла и норма прибыли. Цены здесь служили сигналами перераспределения ресурсов в ответ на изменение вкусов и платежеспособности потребителя, технологии и других факторов. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создавала некое динамичное равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, куда он вложен. Она также стимулирует научно-технический прогресс.

Классификация видов конкуренции зависит от количества и «удельного веса» на рынке производителей. Соответственно различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.

Основные признаки свободной конкуренции

Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него: каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность. Сделать это можно по-разному: открыть свое дело, приняв непосредственное участие в труде; нанять работников, превратившись, по терминологии Маркса, в капиталиста; купить акции; приобрести государственные облигации, положить деньги в банк; инвестировать их в недвижимость и т.д. Отметим, что свободному рынку соответствуют любые виды деятельности, кроме государственной, и человек волен выбирать любую. Система свободной конкуренции исключает все формы дискриминации потребителей. Всякий обладатель денежного дохода, собирающийся воплотить свою потребность в спрос, имеет право купить товары и услуги, нужные ему.

Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов — участник конкуренции вкладывает свои деньги (допустим, в акции) не просто так, а ради увеличения дохода. Рассчитывать на это он может только в том случае, если там, куда переместился его капитал, произошло расширение производства и продаж. Такое случается, если привлекаются дополнительные ресурсы, применяются их более эффективные комбинации, используются ранее законсервированные мощности, осваиваются передовые технологии.

Полная информированность каждого участника конкуренции (о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т.п.) позволяет сделать правильный, наилучший выбор, например, между покупкой дома и приобретением акций (в последнем случае участнику надо знать, какие именно акции принесут ему максимальный доход).

Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается, в частности, в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара. Наличие той же торговой марки ставит продавца в привилегированное монопольное положение, а это уже не свободный рынок.

Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку их число очень велико, вклад каждого производителя продавца в общий объем производства и предложения незначителен, а поэтому цена, за которую он собирается продавать свой товар, почти не отражается на рыночной цене. Таким образом, реальные уровни цен мало зависят от желаний отдельных субъектов экономики и устанавливаются некой «невидимой рукой» (механизм рынка).

В условиях свободной конкуренции колебания спроса и предложения периодически приводили к перепроизводству в одной отрасли и недопроизводству — в другой. Рост доходов одних фирм сопровождался разорением других: мелкие предприятия поглощались более крупными, происходили концентрация и централизация производства и капитала, ведущие к образованию и захвату ими рыночной власти.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию, .

Чистая (абсолютная) монополия. Существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей.

Этой модели присущи четыре характерные черты:

Продавец выступает как единственный; отрасль — синоним фирмы, поскольку фирма всего одна;

Реализуемый продукт уникален, т. е. не существует его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт);

Монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок;

На пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного происхождения.

Количество акционеров;

Наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, почтовый адрес, номер контактного телефона, номер лицензии ФКЦБ России и др., а также наименование подразделения акционерного общества, осуществляющего ведение реестра, его местонахождение, почтовый адрес и другие данные.

Приказом Министерства финансов РФ № 101 утвержден «Порядок публикации годовой открытыми акционерными обществами». В соответствии с этим документом и на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская отчетность открытых акционерных обществ подлежит обязательной публикации не позднее 1 июня следующего за отчетным года. При этом публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность.

Публикации в обязательном порядке подлежат бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (счет прибылей и убытков). Публикация бухгалтерского баланса может производиться по сокращенной форме. Вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться информация о результатах аудита, проведенного независимым аудитором (аудиторской фирмой), бухгалтерской отчетности, составленной по типовым формам, утвержденным Министерством финансов РФ.

Это учредительные документы, регистрационные удостоверения, патенты, лицензии; сведения по установленным формам отчетности, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и платежей в бюджет; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работников, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства или требований безопасности условий труда, реализации продукции, наносящей вред здоровью населения, и других нарушениях законодательства.

Назад | |

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

1. Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с дру­гом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

2. Условия возникновения рын ка:

· общественное разделение труда;

· экономическая обособленность производителей;

· самостоятельность производителя.

3. Основные признаки рынка :

· нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого произ­водить;

· нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколь­ко покупать;

· нерегулируемая цена – цены определя­ются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Главные функции рынка

· посредниче­ская – соединение производителей товаров и их по­требителей;

· ценообразо­вания – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

· информационная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары;

· регулирую­щая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

· санирующая (оздорови­тельная) – предотвращение неэффектив­ной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования

Положительные черты Отрицательные черты
· Способствует эффектив­ному распределению ре­сурсов, формируя таким образом струк­туру производства · Стимулирует научно-тех­нический прогресс · Способствует ре­сурсосбережению в обще­стве · Создает ма­териальную заинтересо­ванность производить то, в чем есть потребность · Стихийно координирует действия людей в процес­се экономической дея­тельности, опираясь на принципы саморегуля­ции и сопоставляя эконо­мические интересы · Не гарантирует решение социально-экономиче­ских проблем (безработи­ца, инфляция, защита окру­жающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки) · Распределяет продукты по ре­зультатам конкуренции, что приводит к социальному нера­венству · Порождает тенденцию к моно­полизации производства · Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в це­нах рынка), которые ложатся на плечи общества · Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределе­ния природных, инвестицион­ных и человеческих ресурсов · Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами

6. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков .

ü С точки зрения действующего за­конодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);

ü По товарам и услугам:

· потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;

· средств производства;

· рабочей силы;

· инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;

· иностранных валют;

· ценных бумаг (фондовые биржи);

· научно-технических разработок и инноваций;

· информации.

ü По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный

ü По типу конку­ренции:

· чистой (свободной) конкурен­ции

· несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополисти­ческой конкуренции; олигополии

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

· конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;

· наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);

· функционирование инфра­структуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков).

8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.

Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)
- Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли

Формы монополий и их основные признаки

9. Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.

Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:

Простых товаропроизводителей

Единичных капиталов

Монополий

Национальных капиталов

Интернациональных капиталов

Модели рынка

Чистая (свободная конкуренция) Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.

Спрос – отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по каждой из предложенных цен, в данном месте, в данное время.

Закон спроса – при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены – повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Одним из основополагающих условий эффективного социально-экономического развития российской экономики является обеспечение свободы конкуренции, за исключением отдельных случаев, определяемых экономической целесообразностью. Поддержка и развитие здоровой конкуренции является одной из основных функций государства, строящего рыночную экономику, в грамотной и успешной реализации которой заинтересованы как субъекты экономической деятельности, так и в конечном итоге все общество.

Государственное регулирование конкуренции вырастает из защиты государством свободы торговли и свободы предпринимательства, представляя собой комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.

Структурно конкурентная политика включает в себя классическую борьбу с монополизированной структурой: принудительное разукрупнение и санкционное преследование злоупотреблений на товарных рынках доминирующим положением. Вместе с тем, государственная миссия состоит еще и в том, чтобы содействовать созданию новых хозяйствующих субъектов, в частности в сфере малого и среднего бизнеса, путем различных дифференцированных регулирующих воздействий: налоговых, ценовых, инвестиционных. При этом необходимо констатировать тот факт, что в последние десятилетия российская конкурентная политика отождествляется с антимонопольной в системе регулирования российской экономики государственная поддержка конкуренции все еще не позиционируется в качестве основополагающего элемента этой системы, а скорее рассматривается как некая защита интересов предпринимателей. Однако регулирующие функции антимонопольной политики государства не должны исчерпываться правовой охраной экономических свобод конкретных потерпевших и предполагают управляющее воздействие на более широкий круг общественных отношений.

Как отмечается в Программе развития конкуренции в России на период 2011-2015 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ, основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции - комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти. До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.

Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.

Таким образом, основные элементы стратегии в поддержку предпринимательства и конкуренции направлены на обеспечение равных возможностей для всех предприятий, на такое повышение конкуренции, давление которой с течением времени может стать устойчивым, и на улучшение качества условий хозяйственной деятельности. Также в число ключевых приоритетных задач развития конкуренции входит:

– сокращение мягкой поддержки предприятий при одновременном стимулировании их реорганизации на рыночных принципах;

– создание равных условий для всех предприятий путем реформирования налоговой системы и устранения других обусловленных экономической политикой барьеров на пути новых предприятий, проведения реформ государственного управления и судебной системы на национальном и региональном уровнях;

– снижение препятствий для прямых иностранных инвестиций, в том числе количества и сферы действия существующих ограничений на прямые иностранные инвестиции, охватывающих не только промышленность, но также и инфраструктурные монополии и сектор услуг;

– ускорение либерализации торговли, в том числе скорейшее вступление в ВТО;

– уменьшение международной и региональной сегментации рынков путем коммерциализации и повышения конкуренции в ключевых секторах инфраструктуры, в частности в отрасли связи и в транспортной отрасли; создание режима внедрения здоровой конкуренции, чтобы устранить имеющиеся у промышленных предприятий структурные недостатки по горизонтали и по вертикали;

– увеличение доступа малых предприятий к инфраструктуре, финансам и услугам материально-технического снабжения.

Значительная роль в реализации федеральной программы развития конкуренции в России отводится региональному аспекту ее реализации. Одной из приоритетных задач, поставленных Программой развития конкуренции, является рейтингование регионов. Такой подход обусловлен тем фактором, что «проблемные» рынки с точки зрения конкуренции, как правило, имеют региональный аспект. Это такие рынки, как рынки транспортного обслуживания, жилищно-коммунальных услуг, строительства и строительных материалов, социальных услуг, образования, производства и реализации продуктов питания.

Приоритетными задачами региональных программ развития конкуренции являются упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности; сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров; организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей; повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности; сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности; развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур; развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!