Деятельность органов внутренних дел по предупреждению, пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. Предупреждение массовых беспорядков

Для успешного обеспечения общественной безопасности при предотвращении и пресечении массовых беспорядков необходимо эффективное взаимодействие нарядов, групп, подразделений. Для его обеспечения требуется организованное управление.

Организацию управления силами и средствами органов внутренних дел при предотвращении и пресечении массовых беспорядков подразделяют на три этапа (см. приложение 21).

Первый (предварительный) этап включает деятельность руководителя (оперативного начальника) по заблаговременному планированию и подготовке командного и всего личного состава к любому виду специальной деятельности.

Второй этап предполагает деятельность руководителя (оперативного начальника) по управлению силами и средствами при подготовке их к конкретным действиям в случае возникновения чрезвычайной обстановки (например, при возникновении массовых беспорядков).

Третий этап – работа руководителя (оперативного начальника) по управлению силами и средствами в ходе их деятельности по восстановлению общественной безопасности в любых условиях обстановки.

Рассмотрим эти этапы подробнее, принимая во внимание некоторые условности и обобщенность данной деятельности руководителя (оперативного начальника) вне зависимости от занимаемой должности.

Под организацией управления специальной деятельностью органов внутренних дел на первом (предварительном) этапе понимают комплекс действий руководителя по подготовке документов планирования и уточнения исходных данных в случае возникновения чрезвычайной обстановки, на последующих этапах – постоянное управленческое воздействие на подчиненных в ходе выполнения плана.

Организация управления начинается с планирования специальной деятельности, на основании которой проводят обучение всего рядового и начальствующего состава сил ОВД.

Перед началом планирования специальной деятельности по предотвращению и пресечению массовых беспорядков начальник УВД обязан провести определенную работу по выработке решений на предполагаемые (возможные) действия подчиненных в зависимости от условий чрезвычайной обстановки. В данном случае решение является алгоритмом возможного способа действий в определенной обстановке (какие массовые беспорядки могут произойти, какие действия необходимо предпринять для их предотвращения).

Рассмотрим в общих чертах эту работу, относящуюся к процессу выработки решения для планирования специальной деятельности УВД субъекта Российской Федерации, хотя это применимо и для любого горрайоргана. Следует учесть, что решение принимается начальником УВД, но в его выработке может принимать участие руководящий состав УВД (штаб сводного отряда УВД). В то же время окончательное решение по всем вопросам планирования деятельности сил и средств принадлежит только руководителю УВД.


Работа начальника УВД и оперативного штаба сводного отряда по выработке решения для планирования деятельности сил и средств по предотвращению и пресечению массовых беспорядков строится в следующей последовательности: уяснение задачи, производство необходимых расчетов времени и сил, оценка предполагаемой (возможной) обстановки. При необходимости для расчета сил и средств на определенных местах возможных действий органов внутренних дел проводят их рекогносцировку (см. приложение 4).

В результате данной работы принимают решение по планированию специальной деятельности сил и средств УВД в целом (в том числе и тактические действия сводного отряда УВД), для проведения специальных операций. Проводят работу по уяснению предстоящих задач при возможных действиях ОВД. Определяют возможный замысел планируемых специальных операций.

Конечной целью специальной деятельности сил и средств УВД является обеспечение общественной безопасности. Это может быть достигнуто проведением отдельных мероприятий, а при усложнении оперативной обстановки – проведением специальной операции при участии сил сводного отряда УВД, что и отражают в плане.

В этой связи ставят конкретные задачи нарядам, группам и подразделениям для их действий на любом этапе развития событий. На плане (схеме) города или на демонстрационных схемах мест, где может возникнуть необходимость применения сил и средств органов внутренних дел, определяют места сосредоточения, исходные районы, рубежи развертывания и исходные рубежи, рубежи начала действий для подразделений, групп и нарядов. Все задачи уточняют уже по ходу событий. Необходимо учитывать, что силы и средства должны быть готовы к выполнению и других задач по обеспечению общественной безопасности.

Место действий сил ОВД зависит от развития событий и возможного места возникновения массовых беспорядков. Поэтому планирование производят относительно возможных мест противоправных действий, которые классифицируют по определенным признакам и разделяют на несколько групп. Например, первую группу составляют места, имеющие большую площадь (площади, скверы, части улиц и др.), вторую группу – места на улицах, проспектах, перекрестках улиц; третью – места с массовым скоплением граждан (ж/д и речной вокзалы, автовокзал, аэропорт, рынки и др.); четвертую – места спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятий (стадионы, дворцы спорта и другие места сосредоточения зрителей); пятую – места, ограниченные различными строениями, небольшие по площади, с небольшим количеством подходов и подъездов; шестую – места возможных первоначальных сборов толпы для последующего движения к намеченным объектам (пустыри, различные площадки).

После тщательной классификации производят расчет сил и средств, а также времени на их сосредоточение по каждой группе. Для этого из каждой группы выбирают место с таким условием, чтобы оно имело большинство особенностей, свойственных данной группе. На основании такого места проводят расчет сил и средств для проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков. При расчете необходимо учитывать возможный размер толпы, а также реальное количество сил и средств сводного отряда УВД, необходимое для проведения всех возможных мероприятий. Кроме того, далеко не всегда удается собрать все планируемые силы и средства сводного отряда УВД: сотрудники могут находиться в отпусках, на излечении, в командировках и т. п. Поэтому рассчитывают усредненное количество личного состава, а затем определяют реально, сколько сотрудников должно быть выделено каждым горрайорганом, подразделениями аппарата УВД, специального батальона, дивизиона, учебных учреждений и внутренних войск МВД РФ.

ОВД выделяет 60 % списочного личного состава, внутренние войска и учебные заведения – 75 % реального количества. Целесообразно планировать выделение сотрудников в составе подразделений со своим командиром.

При оценке общей обстановки учитывают предполагаемые (возможные) места массовых беспорядков, оперативную обстановку, свои силы и средства, местность, время года и суток, погодные условия.

При оценке предполагаемых (возможных) массовых беспорядков учитывают: общую социально-экономическую обстановку в районе (городе), наличие острых социальных конфликтов, в которые может быть втянуто большое количество граждан, и порядок их разрешения; причины и условия, которые могут способствовать возникновению массовых беспорядков; наличие учебных заведений, общежитий, частного сектора, самостроя, социальный состав населения (рабочие, служащие, учащиеся, школьники), занятость населения (в государственном, частном производстве и др.) (см. приложение 5).

При оценке общей обстановки особо учитывают оперативную обстановку и перспективы ее развития; состояние преступности и ее виды; преобладание насильственных преступлений и тенденцию к увеличению их числа; количество и место жительства условно осужденных и досрочно освобожденных, ранее судимых за опасные насильственные преступления, неоднократно судимых (рецидивистов) за хулиганство, грабежи, разбои и другие умышленные преступления; наличие безработных и не желающих работать преступных групп; наличие лиц, склонных к распространению наркотиков, ложных слухов, включая неформальные организации; наличие групп населения, враждебно относящихся к новым экономическим изменениям; наличие объектов, на которые могут быть направлены преступные посягательства и др.

При оценке своих сил исходят из их количества, степени подготовки, опыта в подобных действиях, наличия специального снаряжения и техники. Делают вывод об их способности восстановить правопорядок, своевременно применить необходимые меры, правильно организовать и специализировать личный состав. Готовность сил и средств проверяют на проводимых командно-штабных и общих учениях.

Основной вывод из оценки обстановки при планировании специальной деятельности должен быть однозначен – способны ли силы и средства УВД выполнить задачу в любом районе города, в любом расчетном месте. Если этого сделать невозможно, то определяют причины и проводят работу по их устранению. Это может быть неподготовленность личного состава, плохая его экипировка, отсутствие достаточного количества транспорта и людей (в том случае изыскивают возможность привлечения региональных сил и средств).

Для предотвращения массовых беспорядков планируют специальные мероприятия: оперативные, следственные, разъяснительные, профилактические, организационные, социально-бытовые и др.

В некоторых случаях проводят режимные мероприятия и отдельные войсковые (тактические) действия, например оцепление района (места) возможных беспорядков, усиленное патрулирование.

Для пресечения массовых беспорядков планируют проведение комплексных войсковых (тактических) действий по блокированию толпы, ее рассеиванию.

При планировании специальной деятельности учитывают время года. Отсюда определяют форму одежды и дополнительное обмундирование для привлекаемого личного состава. Например, для несения службы зимой целесообразно личный состав (патрульные наряды, оцепления, блокирования, рассеивания) одеть в куртки, валенки, полушубки, бушлаты. Продовольственная служба ХОЗО обеспечивает личный состав горячим чаем. В холодное время готовят места обогрева личного состава (например, в автобусах). Летом, в зависимости от погоды, форма одежды должна быть предельно облегченной, чтобы она не стесняла движений. При температуре выше 25 градусов целесообразна полевая форма одежды. Например, при планировании проведения операции по предотвращению и пресечению массовых беспорядков с использованием щитов, для того чтобы не наносить травмы друг другу и для смягчения удара, сотрудники готовят специальные подкладки на руку, поддерживающую щит. Для защиты ног целесообразно заранее приобрести щитки.

В темное время суток личный состав должен иметь фонари (патрульная группа, группа оцепления, ограничения движения, блокирования, охраны важных объектов, применения технических и специальных средств).

Таким образом, планирование является составной частью организации управления органами внутренних дел по обеспечению общественной безопасности в условиях чрезвычайной обстановки. Заблаговременные действия по общей подготовке командного и всего личного состава органов внутренних дел к специальной деятельности по предотвращению и пресечению массовых беспорядков являются важным управленческим элементом.

Основные этапы возникновения и развития конфликтной ситуации можно подразделить на три этапа:

1. Начальный этап характеризуется появлением повода, ко­торым, как правило, является какое-то событие чрезвычайно­го характера. В этот период появляются и распространяются различные слухи провокационного характера. Начинают фор­мироваться группы людей, из которых впоследствии может образоваться толпа.

Толпа обычно не собирается сама по себе, всегда есть люди, которых можно назвать организаторами. Они, используя слу­хи, домыслы, какие-то факты, активно влияют на эмоцио­нальное возбуждение собравшихся, тем самым, подталкивая толпу на противоправные действия. Зачастую организаторы являются неформальными лидерами отдельных группировок, умеют убеж­дать и заводить толпу. Кроме организаторов в толпе, как пра­вило, действуют подстрекатели и провокаторы, которые, ис­пользуя эмоциональное состояние толпы, при помощи лож­ных слухов и дезинформации стараются спровоцировать неор­ганизованную массу народа на противоправные действия.

Зачастую в толпе формируются группы наиболее агрессив­но настроенных лиц, имеющих целью в обстановке общей неразберихи совершать преступления и другие опасные дей­ствия. Они чаще всего становятся во главе, первыми начинают погромы, поджоги и избиения представителей власти и уп­равления, их обычно называют исполнителями. Зачастую это антиобщественные элементы и бывшие уголовники. Основ­ную массу толпы составляют заблуждающиеся в оценке при­чин и поводов возникновения конфликта и просто любопыт­ные граждане, которые, в конечном счете, могут стать не толь­ко участниками массовых беспорядков, но и их жертвами, что чаще всего и происходит на практике.

2. Активный этап –толпа переходит к целеустремленным противоправный действиям, которые сопровождаются погро­мами, поджогами, грабежами; совершаются другие акты наси­лия, перекрывается движение транспорта, возводятся баррикады, оказывается активное сопротивление представителям влас­ти, в том числе и с применением различных видов оружия.

3. Заключительный этап –характеризуется локализацией и устранением конфликта посредством активного участия орга­нов правопорядка в пресечении и ликвидации группового на­рушения общественного порядка, массовых беспорядков, в выявлении лиц, виновных в их организации, погромах, раз­боях и разрушениях, и привлечении этих лиц к ответственно­сти. Наиболее трудная, но необходимая задача – выявить на этом этапе организаторов, подстрекателей, исполнителей, полно и объективно задокументировать их противоправную деятель­ность с тем, чтобы невиновные граждане не пострадали.

В связи с тем, что групповые нарушения общественного порядка, массовые беспорядки возникают, как правило, сти­хийно, имеют быстрое распространение, сопровождаются со­вершением тяжких преступлений и в них может участвовать значительное количество населения, органы внутренних дел должны находиться в постоянной готовности к пресечению и ликвидации подобных антиобщественных действий. В соответ­ствии с нормативными актами МВД России в органах внут­ренних дел разрабатываются специальные операции по прове­дению охранных мероприятий в этот период.



Организационные мероприятия по обеспечению подготов­ки, организации, управления силами и средствами, привле­каемыми к выполнению задач по предотвращению и пресече­нию групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, осуществляет специально созданный для этого оперативный штаб.

Основными функциями штаба являются:

1. Организация предупреждения массовых беспорядков:

Сбор, обобщение и оценка данных об оперативной об­становке, прогнозирование и разработка конкретных сценари­ев ее развития;

Разработка и организация профилактических мероприя­тий, использование возможностей средств массовой информа­ции, общественных формирований в работе с населением, тру­довыми коллективами по предупреждению массовых беспо­рядков;

Информирование органов государственной власти и уп­равления о нарастании социальной напряженности, межнациональных противоречий, их возможных последствиях, внесение предложений по устранению причин и условий, способствую­щих осложнению обстановки, оказание им содействия в реа­лизации предложений, относящихся к компетенции органов внутренних дел;



Постановка задач по локализации групповых антиобщест­венных проявлений и предотвращению массовых беспорядков, контроль и оказание помощи в их выполнении.

2. Обеспечение готовности сил и средств к действиям при массовых беспорядках.

3. Управление силами и средствами при пресечении массо­вых беспорядков:

Оповещение и сбор членов оперативного штаба и лично­го состава по установленным сигналам, выдача оружия, спе­циальных средств, средств связи, приведение в готовность транспортных средств;

Сбор и анализ информации о складывающейся обста­новке, ее обобщение и доклад руководителю оперативного штаба, внесение предложений по организации пресечения мас­совых беспорядков;

Подготовка расчетов по расстановке, выдвижению и раз­вертыванию группировки сил и средств;

Принятие решения о пресечении массовых беспорядков, постановка задач по использованию задействованных сил и средств, организация их взаимодействия;

Контроль за выполнением данной группировкой постав­ленных задач и оказание необходимой помощи в их решении;

Ведение журнала действий в операции, карт (схем) и другой оперативно-служебной документации.

4. Организация работы по ликвидации последствий массо­вых беспорядков:

Блокирование района проведения операции и обеспече­ние охраны особо важных объектов на период ликвидации последствий массовых беспорядков;

Сбор личного состава, проверка его наличия, оказание медицинской помощи пострадавшим;

Создание мобильных оперативных групп для воспрепят­ствования повторному сбору участников массовых беспорядков;

Организация охраны общественного порядка патрульными группами по усиленному варианту;

Регулирования дорожного движения;

Пожаротушения и первоочередных аварийно-спасатель­ных работ;

Ликвидации угрозы взрывов;

Тылового обеспечения;

Материально-технического обеспечения;

Медицинского обеспечения;

Резерв – создается для выполнения внезапно воз­никающих в ходе операции задач. Численность резерва, его вооружение и оснащение определяются руководителем опера­тивного штаба в зависимости от складывающейся обстановки.

Общими целями операции являются:

Защита жизни и здоровья людей;

Предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу;

Предупреждение и пресечение правонарушений и пре­ступлений, выявление виновных, их нейтрализация и привле­чение к ответственности.

К силам, привлекаемым к проведению специальной опера­ции, относятся:

Личный состав органов и учреждений внутренних дел;

Личный состав строевых подразделений полиции;

Слушатели и курсанты высших и средних учебных заве­дений МВД России;

Военнослужащие внутренних войск МВД России, кото­рые действуют как совместно с сотрудниками органов внут­ренних дел под единым руководством, так и самостоятельно.

К средствам, применяемым в специальных операциях, от­носятся:

Оружие и специальные средства;

Оперативная, криминалистическая и специальная тех­ника;

Средства связи;

Автомототранспортные средства;

Служебные собаки;

Боевая и специальная техника, специальные средства и средства инженерного вооружения МВД России.

Сложные процессы, происходящие в общественной жизни страны, вскрыли целый ряд противоречий, острое столкновение породило не только позитивные, но и негативные социальные последствия. Это, прежде всего, проявилось в резком увеличении явной или скрытой активности экстремистских, шовинистических и националистических групп населения, деструктивных действий мафиозных структур, отдельных лидеров партий и движений, незаконных вооруженных формирований, усилении криминальной напряженности, в конечном счете в значительном росте преступлений, в особенности таких, как террористические акты, разбойные нападения на склады с оружием, похищение людей с целью выкупа, захват заложников, массовые беспорядки.

Массовые беспорядки чаще всего становятся крайней формой обострения общественных отношений. Как показывает анализ, они могут возникнуть при различных ситуациях. Групповые антиобщественные проявления наблюдаются при праздновании годовщины различных родов войск, при проведении культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий. Известно, что групповые драки происходили между лицами различной национальности из-за недружелюбных отношений к иностранцам.

Массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ) – действия, исходящие из стихийно собравшейся и бесчинствующей толпы, сопровождаемые погромами, разрушениями, поджогами, вооруженным сопротивлением представителям власти или другими действиями (самосуд). Опасным при массовых беспорядках является то, что массовость совершения преступлений не только порождает у преступников уверенность в безнаказанности (толпа – не ответчик), но и в известной мере гарантирует ее (сложности ведения следствия и отправления правосудия).

Основные усилия органов внутренних дел (правоохранительных органов) должны быть направлены на предупреждение массовых беспорядков. Силовые действия применяются только тогда, когда исчерпаны все другие возможности.

К числу наиболее эффективных мер по предупреждению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков следует отнести:

Глубокий анализ возникающих политических, экономических и социальных напряженностей, в т. ч. в межнациональных отношениях, своевременное информирование о них заинтересованных органов;

Сбор и обобщение оперативной и текущей информации о неформальных организациях, деятельность которых имеет целью пропаганду приоритета и исключительности одной нации над другой. Внесение предложений заинтересованным органам о запрещении их функционирования. Использование в этих же целях официальных предупреждений лидерам таких организаций о недопустимости нарушения законов, о разжигании межнациональной розни;

Сотрудничество со средствами массовой информации по разоблачению экстремистских движений, объединений и их лидеров; по разъяснению принимаемых мер органами власти и управления для снятия напряженности в межнациональных отношениях; по предупреждению и раскрытию уголовных преступлений и массовых беспорядков;

Выявление и привлечение к ответственности лиц, разжигающих межнациональную рознь, распространяющих ложные слухи, могущие вызвать групповые нарушения общественного порядка, в том числе массовые беспорядки;

Наступательную, систематическую работу по предупреждению и раскрытию преступлений, привлечению виновных к предусмотренной законом ответственности;

Выбор организационных и тактических схем действий органов внутренних дел по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков осуществляется с учетом конкретных обстоятельств. На этапе ранней профилактики органы внутренних дел решают свои задачи с помощью обычной организационной структуры, используя традиционные, обычные формы и методы работы. На этапе пресечения задействуется специальная организационная структура (оперативный штаб), специальная группировка сил и средств (сводный отряд), применяются специальные приемы и способы действий, в том числе специальные операции.

Изучение отечественного и зарубежного опыта борьбы с массовыми беспорядками, анализ практики органов внутренних дел дают возможность предложить следующий перечень мер по совершенствованию профилактической работы:

Установление непосредственной связи с коллективами предприятий, учреждений, организаций, их руководителями, лидерами общественных организаций и неформальных движений;

Участие в деятельности согласительных комиссий, советов старейшин и т. д. при возникновении конфликтных ситуаций;

Развитие сотрудничества со средствами массовой информации;

Незамедлительное реагирование на заявления и сообщения граждан, должностных лиц, средств массовой информации о фактах разжигания национальной или религиозной розни, попытки силового давления на органы государственной власти и управления, о сборищах элементов экстремистского толка, уголовно-воровских авторитетов и других обстоятельствах, негативно влияющих на оперативную обстановку;

Быстрое и объективное реагирование на факты нарушений законности и профессиональной этики сотрудниками органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Как отмечалось выше, групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки исходят, как правило, из стихийно собравшейся толпы. При проведении предупредительных мероприятий необходимо сделать все возможное, чтобы избежать разгула страстей и столкновений, влекущих за собой применение силы. Знание различных видов поведения толпы есть необходимый элемент для осуществления стратегии и тактики поддержания порядка.

Опыт показывает, что скопление народа может предстать в двух аспектах:

а) неорганизованная толпа – пассивная. Взаимное расположение в ней индивидов таково, что они друг на друга не реагируют. Эта толпа обычно покорная, легко управляемая;

б) организованная толпа состоит из индивидов, которые обладают уже иной психологией. Здесь появляется коллективное сознание, которое одерживает верх над чувством личной ответственности. Такая масса людей может стать нервозной, нетерпимой, непримиримой и не боящейся угроз. Такое скопление людей очень чувствительно к лозунгам, с которыми соглашается и выполняет безоговорочно. Всякие переговоры с такой толпой маловероятны. В этом случае необходимо быстрое принятие решения о применении силы для подавления начавшегося подъема страстей.

Рассмотрим некоторые методы контроля за толпой. Тактика проявления уверенности есть одно из основных средств контроля за поведением толпы. В этом случае руководитель органа внутренних дел, ответственный за обеспечение общественного порядка, предпринимает следующие действия соответственно развитию поведения толпы:

Ведет диалог с ее главарями (неформальными лидерами, организаторами), в ходе, которого убеждает их в недопустимости противоправного поведения, предупреждает об ответственности;

Утверждает свой авторитет ответственного за общественный порядок, пытается внушить уважение к себе. При этом он должен быть терпимым к легким беспорядкам и не провоцировать с помощью применения силы более серьезный конфликт;

Метод убеждения, как правило, позволяет успокоить большую часть толпы. Но если метод убеждения не возымел своего действия, толпа продолжает возбуждаться и ведет себя угрожающе можно продемонстрировать силу, например, показать группировку сил правопорядка, имеющиеся на вооружении специальные средства и т. д.

Если пресечение группового нарушения общественного порядка и массового беспорядка с применением силы становится неизбежным, следует принять решение о ее применении. Принятое решение должно обеспечить: реализацию разумной достаточной силы, специальных средств, боевой и иной техники, оружия; решительное изъятие и изоляцию активных участников, защиту жизни и здоровья личного состава, а также лиц, случайно оказавшихся в толпе.

Перед применением силы участники групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков должны быть предупреждены о намерении ее применения. Тактические приемы пресечения массовых беспорядков во многом зависят от конкретных условий (состав толпы, вооруженность участников беспорядков, агрессивности и других обстоятельств), но в любом случае силовые действия должны быть направлены не на подавление толпы или перемещение ее с места на место, а прежде всего на отделение (изоляцию) организаторов и наиболее активных участников массовых беспорядков. Этого можно достичь лишь при наличии необходимых сил и средств, хорошего информационного обеспечения сил правопорядка, достоверных данных об участниках массовых беспорядков, их намерениях, документировании их преступных действий.

Тактические способы действий сил и средств органов правопорядка по пресечению массовых беспорядков можно разделить на контактные и неконтактные .

При неконтактном способе главное – введение непосредственно в толпу специальных группировок сил правопорядка с целью ее разделения, рассредоточения и рассеивания. Разделение толпы производится в одном или нескольких направлениях на несколько частей.

При сосредоточении организаторов и активных участников массовых беспорядков в головной части толпы выдвижение групп разделения и рассредоточения (в колонну не менее чем по четыре человека) рекомендуется осуществлять сразу с двух сторон в направлении к центру головной части толпы. При сближении групп и отделении активных участников беспорядков от основной массы толпы одна часть колонны блокирует правонарушителей, а другая вытесняет пассивных участников в близлежащие улицы и переулки. В образовавшиеся коридоры вводятся группы изъятия и их прикрытия, которые задерживают нарушителей в блокированной части толпы и передают их группам конвоирования для доставления на фильтрационные пункты.

Группа документирования фиксирует преступные действия участников массовых беспорядков, собирает доказательства их вины.

Следует иметь в виду, что направления вытеснения и рассеивания толпы должны выбираться с таким расчетом, чтобы она не была загнана в тупик, который бы мешал ее участникам покинуть место массового беспорядка. Необходимо избежать возможности индивидуальных действий сотрудников сил правопорядка или позволить им замыкаться на цикле «провокация-репрессия».

Неконтактный способ – это воздействие сил правопорядка на толпу на расстоянии путем использования специальных технических и иных предусмотренных законом средств (водометов, газовых облаков, мыльной пены, звукоусиливающих установок, резиновых пуль и др.).

В процессе применения таких средств силы правопорядка вытесняют толпу в заданном направлении, рассредоточивают и рассеивают ее участников. Одновременно проводится фиксация противозаконных действий (с использованием кино-видеозаписи, фотосъемки), документирование и сбор доказательств виновности нарушителей и их задержание.

Преимущество неконтактного способа состоит в том, что конечный результат достигается меньшими потерями среди гражданского населения и сил правопорядка.

Решение о применении того или иного способа пресечения массовых беспорядков должно приниматься с учетом конкретных условий складывающейся обстановки и наличия необходимого количества сил и средств.

После прекращения массовых беспорядков необходимо организовать усиленное патрулирование силами органов правопорядка, провести разъяснительную работу среди населения о мерах, принимаемых по недопущению подобных бесчинств.

Делая вывод по лекции, можно сказать, что большое значение охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности приобретают в условиях чрезвычайных обстоятельств. Чрезвычайная обстановка, вызываемая природными, социальными, биологическими, техногенными и другими явлениями, требует установления специального правового режима, в условиях которого приходится действовать органам внутренних дел по поддержанию этого режима.

Исключительно важно службам, подразделениям и всем сотрудникам органов внутренних дел решительно и умело действовать в этих непростых условиях, обеспечивая личную безопасность граждан и общественную безопасность, не допуская при этом потерь личного состава, вооружения, снаряжения и иных материально-технических средств.

39. Предупреждение массовых беспорядков проводится на двух этапах:

1. на начальном этапе - в целях уменьшения масштаба и негативных последствий массовых беспорядков;

2. на заключительном этапе - в целях предотвращения повторного возникновения массовых беспорядков.

Для достижения этих целей на начальном этапе целесообразно организовать следующие мероприятия:

    Работу агитационно–пропагандистских групп в составе представителей группы взаимодействия со средствами массовой информации и соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, общественных формирований, трудовых коллективов для ведения контрпропаганды и оказания психологического воздействия на толпу.

    Выявление криминально активных групп, имеющих намерение участвовать в массовые беспорядках и проведение с ними соответствующей работы.

    Определение сил и средств для участия в профилактических мероприятиях и повышение их служебно–боевой готовности.

    Усиление охраны важных объектов. Перечень важных объектов, подлежащих усиленной охране при возникновении массовых беспорядков, заблаговременно составляется органом внутренних дел. Оперативным штабом по согласованию с руководителем соответствующего органа государственного управления в перечень таких объектов с учетом складывающейся обстановки могут быть внесены дополнения.

    Введение установленных законом временных режимных ограничений или запрещение движение транспорта и пешеходов. Режимные ограничения включают воспрепятствование следующим действиям: сосредоточению граждан на подступах к району проведения операции путем оцепления (блокирования) участков местности; проникновению граждан и проезду транспортных средств в район операции путем ограничения или запрещения движения транспорта и пешеходов, проникновению граждан на отдельные участки местности и объекты; перемещению толпы, активных участников беспорядков, групп боевиков между городами, районами, населенными пунктами.

    Переговоры представителей органов государственной власти и местного самоуправления с лидерами группировок, лицами, имеющими авторитет среди негативно настроенных граждан, для нахождения приемлемых решений возникших проблем. Организует и ведет переговоры группа ведения переговоров. При достижении взаимного согласия переговаривающиеся стороны сообщают собравшимся о результатах и предлагают разойтись. Если толпа выражает несогласие с результатами переговоров, ей предлагается выделить из своей среды группу лиц для поиска компромиссных решений.

    Выступления руководителей органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, а также пользующихся влиянием представителей общественных объединений, культуры, духовенства перед толпой с разъяснением намечаемых мер по устранению причин конфликтной ситуации, противоправности и бесперспективности погромных намерений, с призывами к решению возникших проблем законным путем.

На заключительном этапе в целях предотвращения повторного возникновения массовых беспорядков оперативный штаб обязан:

Создать условия для объективного расследования в возможно короткие сроки преступлений, связанных с массовыми беспорядками;

Обеспечить ликвидацию последствий массовых беспорядков;

Проанализировать опыт действий органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков;

Разработать и организовать выполнение предупредительно–профилактических мероприятий для недопущения повторных массовых беспорядков; предупредительно–профилактические мероприятия по недопущению повторных массовых беспорядков разрабатываются на основе анализа причин и условий, способствующих происшедшим беспорядкам.

К предупредительно–профилактическим мероприятиям относятся:

Переход на охрану общественного порядка по усиленному варианту с привлечением личного состава патрульно–постовой службы полиции, других подразделений и служб органов внутренних дел, внутренних войск, образовательных учреждений; переход на охрану общественного порядка в повседневном режиме осуществляется по нормализации оперативной обстановки;

Пресечение распространения ложных слухов;

Выявление лиц, пытающихся обострить обстановку, спровоцировать отдельные категории граждан на массовые беспорядки, принятие к ним мер в соответствии с законодательством;

Выступление руководителей органов внутренних дел в трудовых коллективах, средствах массовой информации с разъяснением обстоятельств и причин происшедших беспорядков, их последствий и мер, принятых к виновным;

Систематический контроль за объектами разрешительной системы;

Охрана важных объектов, а также взятие под охрану объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения.

В зависимости от конкретной оперативной обстановки могут проводиться и другие мероприятия, а также повторяться мероприятия начального и заключительного этапов.

Основные усилия органов внутренних дел (правоохранительных органов) должны быть направлены на предупреждение массовых беспорядков. Силовые действия применяются только тогда, когда исчерпаны все другие возможности.

К числу наиболее эффективных мер по предупреждению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков следует отнести:

Глубокий анализ возникающих политических, экономических и социальных напряженностей, в т. ч. в межнациональных отношениях, своевременное информирование о них заинтересованных органов;

Сбор и обобщение оперативной и текущей информации о неформальных организациях, деятельность которых имеет целью пропаганду приоритета и исключительности одной нации над другой. Внесение предложений заинтересованным органам о запрещении их функционирования. Использование в этих же целях официальных предупреждений лидерам таких организаций о недопустимости нарушения законов, о разжигании межнациональной розни;

Сотрудничество со средствами массовой информации по разоблачению экстремистских движений, объединений и их лидеров; по разъяснению принимаемых мер органами власти и управления для снятия напряженности в межнациональных отношениях; по предупреждению и раскрытию уголовных преступлений и массовых беспорядков;

Выявление и привлечение к ответственности лиц, разжигающих межнациональную рознь, распространяющих ложные слухи, могущие вызвать групповые нарушения общественного порядка, в том числе массовые беспорядки;

Наступательную, систематическую работу по предупреждению и раскрытию преступлений, привлечению виновных к предусмотренной законом ответственности;

Выбор организационных и тактических схем действий органов внутренних дел по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков осуществляется с учетом конкретных обстоятельств. На этапе ранней профилактики органы внутренних дел решают свои задачи с помощью обычной организационной структуры, используя традиционные, обычные формы и методы работы. На этапе пресечения задействуется специальная организационная структура (оперативный штаб), специальная группировка сил и средств (сводный отряд), применяются специальные приемы и способы действий, в том числе специальные операции.

Изучение отечественного и зарубежного опыта борьбы с массовыми беспорядками, анализ практики органов внутренних дел дают возможность предложить следующий перечень мер по совершенствованию профилактической работы:

Установление непосредственной связи с коллективами предприятий, учреждений, организаций, их руководителями, лидерами общественных организаций и неформальных движений;

Участие в деятельности согласительных комиссий, советов старейшин и т. д. при возникновении конфликтных ситуаций;

Развитие сотрудничества со средствами массовой информации;

Незамедлительное реагирование на заявления и сообщения граждан, должностных лиц, средств массовой информации о фактах разжигания национальной или религиозной розни, попытки силового давления на органы государственной власти и управления, о сборищах элементов экстремистского толка, уголовно-воровских авторитетов и других обстоятельствах, негативно влияющих на оперативную обстановку;

Быстрое и объективное реагирование на факты нарушений законности и профессиональной этики сотрудниками органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Как отмечалось выше, групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки исходят, как правило, из стихийно собравшейся толпы. При проведении предупредительных мероприятий необходимо сделать все возможное, чтобы избежать разгула страстей и столкновений, влекущих за собой применение силы. Знание различных видов поведения толпы есть необходимый элемент для осуществления стратегии и тактики поддержания порядка.

Опыт показывает, что скопление народа может предстать в двух аспектах:

а) неорганизованная толпа – пассивная. Взаимное расположение в ней индивидов таково, что они друг на друга не реагируют. Эта толпа обычно покорная, легко управляемая;

б) организованная толпа состоит из индивидов, которые обладают уже иной психологией. Здесь появляется коллективное сознание, которое одерживает верх над чувством личной ответственности. Такая масса людей может стать нервозной, нетерпимой, непримиримой и не боящейся угроз.

Тактика проявления уверенности есть одно из основных средств контроля за поведением толпы. В этом случае руководитель органа внутренних дел, ответственный за обеспечение общественного порядка, предпринимает следующие действия соответственно развитию поведения толпы:

Ведет диалог с ее главарями (неформальными лидерами, организаторами), в ходе, которого убеждает их в недопустимости противоправного поведения, предупреждает об ответственности;

Утверждает свой авторитет ответственного за общественный порядок, пытается внушить уважение к себе. При этом он должен быть терпимым к легким беспорядкам и не провоцировать с помощью применения силы более серьезный конфликт;

Метод убеждения, как правило, позволяет успокоить большую часть толпы. Но если метод убеждения не возымел своего действия, толпа продолжает возбуждаться и ведет себя угрожающе можно продемонстрировать силу, например, показать группировку сил правопорядка, имеющиеся на вооружении специальные средства и т. д.

Тактические способы действий сил и средств органов правопорядка по пресечению массовых беспорядков можно разделить на контактные и неконтактные .

При неконтактном способе главное – введение непосредственно в толпу специальных группировок сил правопорядка с целью ее разделения, рассредоточения и рассеивания. Разделение толпы производится в одном или нескольких направлениях на несколько частей.

При сосредоточении организаторов и активных участников массовых беспорядков в головной части толпы выдвижение групп разделения и рассредоточения (в колонну не менее чем по четыре человека) рекомендуется осуществлять сразу с двух сторон в направлении к центру головной части толпы. При сближении групп и отделении активных участников беспорядков от основной массы толпы одна часть колонны блокирует правонарушителей, а другая вытесняет пассивных участников в близлежащие улицы и переулки. В образовавшиеся коридоры вводятся группы изъятия и их прикрытия, которые задерживают нарушителей в блокированной части толпы и передают их группам конвоирования для доставления на фильтрационные пункты.

Группа документирования фиксирует преступные действия участников массовых беспорядков, собирает доказательства их вины.

Следует иметь в виду, что направления вытеснения и рассеивания толпы должны выбираться с таким расчетом, чтобы она не была загнана в тупик, который бы мешал ее участникам покинуть место массового беспорядка. Необходимо избежать возможности индивидуальных действий сотрудников сил правопорядка или позволить им замыкаться на цикле «провокация-репрессия».

Неконтактный способ – это воздействие сил правопорядка на толпу на расстоянии путем использования специальных технических и иных предусмотренных законом средств (водометов, газовых облаков, мыльной пены, звукоусиливающих установок, резиновых пуль и др.).

В процессе применения таких средств силы правопорядка вытесняют толпу в заданном направлении, рассредоточивают и рассеивают ее участников. Одновременно проводится фиксация противозаконных действий (с использованием кино-видеозаписи, фотосъемки), документирование и сбор доказательств виновности нарушителей и их задержание.

Преимущество неконтактного способа состоит в том, что конечный результат достигается меньшими потерями среди гражданского населения и сил правопорядка.

Решение о применении того или иного способа пресечения массовых беспорядков должно приниматься с учетом конкретных условий складывающейся обстановки и наличия необходимого количества сил и средств.

После прекращения массовых беспорядков необходимо организовать усиленное патрулирование силами органов правопорядка, провести разъяснительную работу среди населения о мерах, принимаемых по недопущению подобных бесчинств.

Делая вывод по лекции, можно сказать, что большое значение охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности приобретают в условиях чрезвычайных обстоятельств. Чрезвычайная обстановка, вызываемая природными, социальными, биологическими, техногенными и другими явлениями, требует установления специального правового режима, в условиях которого приходится действовать органам внутренних дел по поддержанию этого режима.

Исключительно важно службам, подразделениям и всем сотрудникам органов внутренних дел решительно и умело действовать в этих непростых условиях, обеспечивая личную безопасность граждан и общественную безопасность, не допуская при этом потерь личного состава, вооружения, снаряжения и иных материально-технических средств.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!