Уголок по физо. Физкультурные (спортивные) уголки в группах ДОУ

Мякишева Любовь Владимировна – педагог высшей категории

Цветкова Анастасия Андреевна -воспитатель

МАДОУ ЦРР - детский сад № 177 города Тюмени

«Детям совершенно так же, как и взрослым

Хочется быть здоровыми и сильными,

Только дети не знают, что для этого надо делать»

Януш Корчак

Целью нашего ДОУ является создание благоприятных условий для формирования успешной личности дошкольника, сохранение и укрепление здоровья, всестороннее развитие физических качеств.

Мы способствуем развитию инициативы, самостоятельности в ежедневной двигательной активности детей. Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения ребенка. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей, от которых зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

В соответствии с ФГОС выпускник ДОУ должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, физическую подготовку.

Для того чтобы дети активно двигались взрослые должны создать благоприятные условия. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем. В нашей группе оборудована физкультурная. В нашем физкультурном уголке большое разнообразие спортивного инвентаря: дорожки здоровья, пятнашки, домино, шашки, кольцеброс, «кочки», гольф, кегли, гимнастические палки, мячи и многое другое.

Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические.С помощью физкультурного уголка отлично развивается самостоятельная двигательная деятельность детей.

Дети с удовольствием используют спортивный инвентарь в повседневной жизни детского сада.

Ребята любят участвовать в различных эстафетах, к примеру, с использованием кольцеброса. У детей развивается спортивный интерес, развитие точности, ловкости движения, ориентация в пространстве.

Так же детям нравятся эстафеты с подлезанием и с перепрыгиванием через преграды.

Для этого мы используем гимнастические палки и конусы. Развиваются такие физические качества как гибкость, выносливость, сообразительность, скорость и четкость движения. У детей повышается интерес к игре, поднимается настроение, чувствуют себя одним целым с коллективом.

Физкультурный инвентарь «кочки» тоже можно использовать в эстафетах, при беге с препятствием, взяв, в руки мяч и передавать его друг другу.

Так же для совершенствования движений, формирования быстроты, выносливости, координации движений дети любят подвижные игры. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

Например, такие как «ловишки», где используют разноцветные ленты. Дети играют в коллективе, ориентируются в создавшейся ситуации, развиваются такие качества как воля, стремление к победе, сила, ловкость и быстроту реакции.

Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Например: катание мяча друг другу в ходе словесно-логической игры "Я знаю 5 имен...".

Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Артикуляционная гимнастика проводится с использованием нетрадиционного спортивного оборудования.

Игра «гольф» не может обойтись без клюшки и мяча. С помощью этой игры у детей развивается глазомер, меткость движения.

Пятнашки – игра, которая развивает у детей мышление, сосредоточенность, интеллектуальные способности, умение работать в команде, совместное принятие решения, развивается счет.

Шашки развивают логическое мышление.

Домино учит детей умению играть вместе, подчиняться правилам игры.

Для профилактики плоскостопия, разнообразного воздействия на детские стопы используются дорожки здоровья. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и без труда улучшить здоровье ребенка.

Дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. Например, с использованием мешочков для равновесия и координации движения.

Таким образом, создание развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, способствует укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении". Жан Жак Руссо


Задачи физкультурного уголка: - развитие движений и совершенствование двигательных функций; - достижение необходимой для возраста физической подготовленности; - предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата; - создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях; - приобщение детей к занятиям физической культурой и спорту.


Требования к спортивному уголку 1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. 2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности. 3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен. 4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком. 5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек. 6. Наличие символик физкультуры и спорта.





Комплектация уголков: 1. Теоретический материал: - картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей; - картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей; - картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей; - картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;


Картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей; - картотека считалок (II младшая группа во II половине года) ; - иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года) ; - иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года) ; - символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года) ; - сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).


2. Игры (средние и старшие группы) :- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д. - спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.). 3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп.


4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук: - мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы; - коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д. ; - бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног; - нестандартное оборудование, сделанное своими руками; - мячики – ежики; - мешочки с разной крупой для рук; - эспандер (средний и старший возраст).


7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: - кольцеброс; - мячи резиновые разных размеров; - попрыгунчики (средние и старшие группы) ; - мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы) ; - корзины для игр с бросанием; мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст) ; - кегли; - нестандартное оборудование.


8 Выносной материал (по возрасту детей) : - мячи резиновые; - мяч футбольный (средний и старший возраст); - бадминтон (старший возраст) ; - скакалки; - обручи; - лыжи; - хоккейные клюшки; - санки и т. д. 9. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Кто спортом занимается, тот силы набирается. Кто любит спорт, тот здоров и бодр. Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки. Крепок телом - богат и делом. Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь. Пешком ходить - долго жить. Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.



Перечень инвентаря для физкультурного уголка (средний возраст)

Традиционное спортивное оборудование:

Кегли (3 набора);

Игра «Дартс» (2 набора,с шариками на липучках);

Кольцеброс (2 набора);

Скакалки, резинки (5 штук);

Султанчики, ленточки, косички;

Обручи (2-3 шт.);

Вертушки

Мячи резиновые (средние и малые)

Мяч большой-прыгун

детские эспандеры

гантели детские

мешочки для метания

летающие тарелки

массажные дорожки

для зимних игр – детские клюшки и шайбы

санки-ледянки,лопатки

Нетрадиционное спортивное оборудование:

Бильбоке (из пластиковых бутылок и киндер-сюрпризов)

Массажные дорожки

Массажные следы (мобильные)

Бросовый материал (шишки,крышки, капсулы от киндер-сюрпризов, карандаши.) для массажа и захватывания пальцами ног предметов

- «Веселый зонтик»(ленточки со сменнымиэлементами на развитие воздушной струи)

Ленты на кольцах (для имитации упражнений художественной гимнастики)

Предметы для переступания (ведерки из-под майонеза)

- «Тихий тренажер» (пособие на развитие координации)

- «Попади в цель» (пособие из ткани с отверстиями для попадания в цель мячами)

- «Самый меткий» (пособие на стене)

- «Шахматы» (игра малой подвижности,с использованием цветных крышек)

- «Радужное солнышко» (пособие для развития координации движений)

- «Цветные узелки» (игра малой подвижности)

Вязанные рюкзачки

- «Ходунки» (из деревянных брусочков)

3. Картотеки.

Картотеки игр: подвижных игр для детей, малоподвижных, на развитие дыхания.

Картотека релаксационных игр

Картотека «Упражнения после дневного сна»

Картотека полезных стихов и сказок (гигиенические процедуры)

Картотека пальчиковых игр

Картотека прогулок

Картотека утренней гимнастики

Шапочки для подвижных игр.

«Детский музыкальный альбом» (для движения под музыку)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организации книжного уголка в средней группе детского сада как совместная деятельность педагога и детей по приобщению к художественной литературе.

В статье описан опыт работы по организации книжного уголка в группе детского сада, его наполняемость, работа проводимая с детьми и родителями по приобщению к художественной литераатуре....

НЕСТАНДАРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СПОРТИВНОГО УГОЛКА В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«Здоровье и счастье наших.детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…» Н.М. Амосов Одна из основных задач детского сада – это сохранение и укрепление здоровья дош...

Оснащение музыкального уголка в средней группе

Музыкальный уголок - место, где дети познают музыку и ее красоту. Правильный подход к его созданию, поможет детям окунуться в мир музыки. Для нашего музыкального уголка мы выбрали хорошо овсещенное, д...

Как правило, современные родители настолько заняты, что не имеют ничего против того, чтобы ребенок долгое время проводил перед телевизором или компьютером. Это, действительно, очень удобно – малыш занят делом, не капризничает, не шалит, не отвлекает маму и папу от домашних дел или отдыха. Но вследствие этого современные дети стали менее подвижны и более привычны к сидячему образу жизни. Недостаток двигательной активности приводит к атрофии мышц, к нарушениям координации движений, осанки и обмена веществ. Вот почему особенно важным аспектом гармоничного развития ребенка в детском саду является физическое воспитание детей .

Полноценные занятия физкультурой в ДДУ проводятся регулярно, 2-3 раза в неделю, наряду с утренней зарядкой, но этого мало. Воспитатели должны ежедневно побуждать детей к движению, организуя подвижные игры на прогулке, на площадке и в группе. Спортинвентарь для организации подвижной деятельности детей обычно находится в спортивном уголке.


Спортивный уголок в детском саду представляет собой часть игрового пространства и оформляется в зависимости от возрастных особенностей детей. Например, в уголке для младших дошкольников должны находиться мячи разных размеров, игрушки-каталки, кубики, специальная горка для ходьбы, прыгалки. В этом возрасте детки еще не могут организовать коллективную деятельность, поэтому спортивного инвентаря должно хватать для всех детей. Средние и старшие дошкольные группы уже могут самостоятельно объединяться для игры, поэтому инвентарь в спортивном уголке нужен для коллективных игр. Это могут быть такие развивающие игры как «Городки», кольцебросы, детский теннис, кегли и другие. Но никто также не отменяется все те же мячи, прыгалки. Отлично, если найдется место для шведской стенки и колец с канатом. Стенды в спортивном уголке можно оформить картинками с иллюстрациями правил командных игр или сезонных видов спорта.

К сожалению, приобрести новое спортивное оборудование и инвентарь может позволить себе далеко не каждый детский сад. Найти выход из этой ситуации можно, оформив спортивный уголок своими руками.

«Тихий» тренажер

Для изготовления этого тренажера понадобится краска, трафареты с изображением стоп и ладошек. На участке стены примерно 50х100 см водоэмульсионной краской с помощью трафаретов рисуют отпечатки стоп и ладоней, поднимающиеся вверх. Этот тренажер используется для развития пространственного воображения, координации движений, тренировки мышц рук и ног.

Ортопедические коврики

В любой возрастной группе в спортивном уголке должны быть предусмотрены коврики для тренировки стоп. Сделать такую дорожку совсем несложно. В качестве основы нужно взять тонкое тряпичное одеяло или коврик. К основе в нескольких местах пришиваем карманы, заполняем их горохом, гречкой и песком. Находим ненужные вещи (пуговицы разной величины, катушки от ниток, бигуди, палочки, бусинки и т.п.), раскладываем все предметы примерно там, где их нужно прикрепить и пришиваем к основе.

Мешочки для метания

Этот инвентарь используется для развития мелкой моторики, координации движений и силы рук. Из крепсатина шьют небольшие мешочки размером 10х10, заполняют их горохом, песком и солью и зашивают. Из фанеры вырезают мишень, раскрашивают ее и вешают на стену.

Дыхательный тренажер

Этот тренажер представляет собой бумажные картинки с изображениями животных, подвешенные на нитках к потолку. Основная функция этого тренажера заключается в повышении интереса детей к дыхательным упражнениям.

Другие особенности спортивного уголка

Важно также не забывать о безопасности в спортивном уголке. Если там стоит шведская стенка, то под ней обязательно должны быть постелены маты. Если устанавливать там дартс, то только такой, в котором используются дротики на липучках или с другим безопасным принципом игры.

Организовать спортивный уголок также можно на уличной веранде, если в помещении катастрофически не хватает места. Иногда в садике организуется коллективный спортивный уголок, к примеру, в актовом зале, если в группах для него места не нашлось.

Нестандартное оборудование для занятий физкультуры в детском саду из бросового материала своими руками

Столь Оксана Владимировна, воспитатель МАДОУ №203 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово
Данный материал предназначен для инструкторов по ФВ, воспитателей и родителей
Цель: изготовление нестандартного оборудования из бросового материала своими руками для физкультуры и использование его на занятиях и в играх
Задачи: формировать интерес к нестандартному оборудованию, приобщать педагогов и родителей к его изготовлению; развивать творчество, фантазию при использовании нестандартного оборудования; мотивировать детей на двигательную активность, через использование нестандартного оборудования в самостоятельных видах деятельности
«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…»

Предложенное Вашему вниманию оборудование сделано своими руками для пополнения предметно – развивающей среды. На первый взгляд это всего лишь поделки, сделанные мною и родителями, но в работе они незаменимые помощники. Интерес детей к различным новшествам вызывает у детей положительные эмоции и это тонизирует организм в целом. Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогами.
Изготовления таких пособий не требует больших затрат. В основном мною был использован разнообразный бросовый материал: все то, что наверняка найдется в любом доме из разряда ненужных вещей. Минимум затрат и времени! А в результате получаются очень яркие привлекающие к себе внимание пособия. Они помогают развивать мышцы рук, ног, координацию движений, меткость, ловкость, внимание.
Нестандартное оборудование должно быть:
Безопасным
Максимально эффективным
Удобным к применению
Компактным
Универсальным
Технологичным и простым в применении
Эстетичным
«Гантели»


Материал: пластиковые бутылки, деревянная палочка для соединения бутылок между собой, цветной скотч или изолента, горох (или другой материал для их наполнения).
Задачи: учить выполнять ОРУ с предметом, для развития силы рук, воспитывать любовь к спорту
«Гантели – конфетки»


Материал: пластиковые бутылки, наполнитель песок, ткань и ленты для оформления «конфеты»
Задачи: учить выполнять ОРУ с предметом, для развития силы рук, развивать физические качества
«Мешочки для метания»


Материал: плотная ткань, наполнитель – песок (горох или другой материал)
Задачи: для развития силы рук, для занятий ОРУ, ОВД, для метания и подвижных игр, а также для развития мелкой моторики.
«Флажки»



Материал: ткань атласная разного цвета, для древка – шпажка для шашлыков
Задачи: учить выполнять ОРУ с предметом, подвижных игр
«Косички»




Материал: шерстяные или хлопчатобумажные нитки.
Задачи: используются для занятия ОРУ, для подвижных игр
«Веселые карандаши»



Материал: оборудование изготовлено из цветных карандашей, контейнера от шоколадного яйца, синтетического шнура
Задачи: способствовать профилактике плоскостопия, массаж стоп. Улучшение кровообращения в пальцах, кистях рук и предплечий
Варианты использования: массаж ладоней (вращение ствола карандаша между ладонями), массаж кончиков пальцев, массаж тыльной стороны и внутренней стороны ладони. Массаж стоп.
«Разноцветные крышечки»


Материал: пластиковые бутылки обрезанные наполовину. Самоклеющая пленка того же цвета, что и пробка. Чтобы дети не забыли, не запутались, какой цвет им нужно собирать.
Задачи: развивать ловкость, координацию движений, сноровку и меткость.
Варианты использования: пробки рассыпаем на полу и перемешиваем. По команде: «Раз, два, три», дети собирают пробки, каждый своего цвета. Кто первый соберет, тот и молодец!
«Бильбоке»


Задачи: развивать глазомер, координацию мелких движений, тренировать предплечье и кисти рук
Материал: пластиковые бутылки, ленты. капсулы от шоколадных яиц, самоклеющая бумага, изолента
Варианты использования :к ручке пластмассовой бутылки привязана тесьма или лента, а другой её конец прикреплен к контейнеру от шоколадного яйца. Дети подбрасывают контейнер вверх и бутылочкой ловят его. Если поймали - молодцы!
«Мягкие мячики»


Задачи: развивать глазомер детей, ловкость, воспитывать волевые качества, внимание, быстроту реакции, умения регулировать и координировать движения, формировать навыки самоконтроля.
Материал: носки, колготки бывшие в употреблении
Задачи: развивать мелкую моторику, координацию движений,зоркость,меткость
«Дорожки для профилактики плоскостопия»







Материал: плотная ткань, разнообразный материал для массажа стопы (камни, крышечки, пуговицы, использованные фломастеры, счетные палочки, крупы и многое другое)
Задачи: осуществлять профилактику плоскостопия; укреплять иммунитет,развивать внимание, мышление, сообразительность.
«Скакалка из крышек»




Материал: разноцветные крышки, две ручки от 5 литровых бутылок, шило, шнур
Задачи: обучать детей прыгать через скакалку, развивать прыгучесть, ловкость, внимание
Использование: для прыжков, а также это пособие может служить как для метания в цель, если скакалку соединить в круг
«Волшебные колечки»


Задачи: учить выполнять ОРУ с предметом, развивать ловкость, координацию движений, использовать в ОВД, подвижных играх
Материал: капсулы от шоколадного яйца, шнур, шило
«Султанчики, ленточки»





Материал: разноцветные ленты, пластиковые мешки, колечки, резиночки
Задачи: учить выполнять ОРУ с предметами, развивать внимание, ловкость
Варианты использования: праздники, танцы, подвижные игры или просто для хорошего настроения
«Березовые поленца»



Материал: труба от линолиума, краска
Задачи: учить детей перешагивать, перепрыгивать, пробегать через предметы
«Моталочки»



Материал: мягкие игрушки, тесьма и палочка
Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук и ловкость.
«Массажеры»
 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!