Основные инструменты денежно кредитного регулирования. Классификация инструментов денежно-кредитного регулирования
Функции Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций:
Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
Монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;
Быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;
Устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
Устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
Проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;
Осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;
Регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;
Выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;
Регулировать прохождение валюты, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с иностранными государствами;
Организовывать и производить валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление платежного баланса Российской Федерации;
В целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финан-совых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материалы и статистические данные;
Осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами.
Детальный перечень функций Центрального банка Российской Федерации не противоречит международной практике работы центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.
Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.
Функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере нередко переплетаются. Например, в США важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является наряду с Федеральной резервной системой (ФРС) Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом «О национальной денежной единице». Контролер денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.
Кроме этого органа правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, которая выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.
При выдаче лицензии проверяются прежде всего «финансовые тылы» вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данной местности. Банкам, которым выдана федеральная лицензия, предписывается обязательное участие в ФРС; им придается статус федерального кредитного института и они называются национальными. Банки, получившие лицензию от правительства штата, имеют статус кредитного института, штата и им предоставляется возможность выбора: быть или не быть членом ФРС. Поскольку разные штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.
Специфические условия сложились в денежно-кредитной системе Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов с банковской системой через группу специализированных кредитных институтов - через дисконтные дома. Последние представляют собой существенную институционную особенность английской банковской системы, так как играют важную роль в осуществлении денежной политики Банка Англии. К ним относятся восемь институтов, занимающих как бы промежуточное положение между центральным банком и прочими кредитными институтами. Такое особенное положение определяется тем, что только эти кредитные институты в английской банковской системе имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объеме, что очень выгодно последнему, так как в Великобритании задача размещения казначейских ценных бумаг возлагается на центральный банк.
Дисконтные дома выступают в роли посредника между Банком Англии и банковской системой, на которую центральный банк не может непосредственно влиять, поскольку другие кредитные институты не имеют прямого доступа к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах мира.
Примером конструктивного сотрудничества между банковской системой страны и центральным банком служат отношения между двумя уровнями банковской системы Нидерландов, где активно развиваются контакты центрального банка с руководством национальных кредитных институтов. Законодательством страны центральному банку предписывается проведение регулярных консультаций с представителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения основных направлений политики центрального банка, а также с целью выработки совместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероприятий. Практика подобного рода способствует установлению хороших контактов и взаимопониманию между двумя уровнями кредитной системы. Подобно Центральному банку Нидерландов тесные контакты с кредитной системой стремится поддерживать и Австрийский национальный банк.
Немецкий федеральный банк строит свои контакты с национальной кредитной системой не только через филиальную сеть, но и через крупные немецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого федерального банка - контроль за соблюдением коммерческими банками установленных требований по минимальным резервам, обеспечение кредитных институтов, расположенных на соответствующей территории, наличностью, а также выполнение функций контор национального клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банка выступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами и центральным банком.
Большинство центральных банков ряда ведущих стран мира наиболее тесно сотрудничают с рядом крупных институтов, которые представляют собой ядро банковской системы.
1 . Методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
2. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
1. Методы денежно-кредитной политики цб рф
Основными методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются:
Административные методы. К ним относятся прямые ограничения и лимиты, такие как:
квотирование отдельных видов активных и пассивных операций;
введение лимитов на выдачу ссуд разных категорий;
ограничение на открытие различных филиалов и отделений;
лимитирование процентных ставок, тарифов за оказание различных видов услуг.
Экономические методы. К ним относятся мероприятия, использование которых не предполагает установление прямых запретов, например, такие:
налоговые;
нормативные (отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также другие виды отчислений).
Нормативные методы. К ним относятся:
коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала;
нормативы отчисления в фонды кредитных организаций.
2. Инструменты денежно-кредитной политики цб рф
Основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России в соответствии со ст. 35 ФЗ «О Центральном банке (Банка России)» являются:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование кредитных организаций;
валютные интервенции;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения;
эмиссия облигаций от своего имени.
1. Процентные ставки по операциям. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, что влияет на удешевление или удорожание кредита.
Центральный банк регулирует уровень процентных ставок двояким образом:
через фиксацию ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов;
через контроль над ставками кредитных учреждений.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях регулирования денежной массы в обращении.
2. Нормативы обязательных резервов. Сущность этой политики заключается в установлении Центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в Центральном банке.
Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческим банкам.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
Механизм обязательных резервов используется как инструмент кредитной политики практически во всех развитых странах.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России.
3. Операции на открытом рынке - купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Если Центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке коммерческим банкам, т-е остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в Центральном банке, уменьшаются на величину купленных средств. Как следствие, сокращаются возможности коммерческих банков по предоставлению кредитов своим клиентам, что приводит к сокращению денежной массы в обращении.
Если Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, то он зачисляет соответствующие суммы на их корреспондентские счета. У коммерческих банков появляется возможность расширить свои операции по предоставлению кредитов.
Воздействие Центрального банка заключается в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности.
Операции на открытом рынке - это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков, а также денежного рынка.
4. Рефинансирование кредитных организаций - кредитование Банком России кредитных организаций. В современных условиях рефинансирование используется как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам, что позволяет им свести до минимума запас ликвидных средств.
Кредиты рефинансирования различаются следующим образом:
по формам обеспечения (учетные и ломбардные);
по срокам использования (краткосрочные - на один или несколько дней; среднесрочные до 1 года).
Учетные кредиты - ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Центральный банк предъявляет определенные требования к векселям, предоставляемым к учету. Это касается видов, сроков действия, наличия, характера поручительства и т. д.
Ломбардные кредиты - ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг. В качестве залога принимаются коммерческие и казначейские векселя, государственные облигации, т. е. те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в Центральном банке. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов.
Если заемщик не возвращает кредит, право собственности на ценные бумаги переходит к Центральному банку.
Ломбардные кредиты предоставляются на платной основе, сроком от 1 дня до 4 месяцев.
5. Валютные интервенции - купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Покупка иностранной валюты приводит к ее увеличению в национальной валюте, а продажа - к сокращению. Одновременно валютные интервенции оказывают определенное воздействие на курс национальной валюты по отношению к иностранной, поскольку происходит изменение рыночного спроса и предложения последней на валютном рынке.
Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала.
6. Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Банк России вправе применять количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации
7. Установление ориентиров роста денежной массы - Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики.
Определение оптимальных ориентиров роста денежной массы исходит из предпосылки, что она растет из года в год по мере увеличения валового внутреннего продукта, в этом случае ориентиры роста денежной массы устанавливаются в соответствии с прогнозируемым ростом объема производства с учетом предполагаемого увеличения цен.
8. Эмиссия облигаций от своего имени - Банк России вправе осуществлять эмиссию. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия советом директоров решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определяемых исходя из действующего норматива обязательных резервов.
Косвенные экономические методы и инструментыденежно-кредитного регулирования подразделяются центральными банками исходя из двух основных признаков. При первой классификации в зависимости от сущности операции выделяются следующие группы.
1. Инструменты эмиссионной политики, определяющие объем денежного предложения, включают как инструменты денежной эмиссии, так и антиэмиссионного характера (по «стерилизации» денежной массы).
К основным эмиссионным инструментам центрального банка относятся:
Рефинансирование банков в целях регулирования текущей ликвидности банковской системы под залог ценных бумаг, а также их переучет в портфелях банков (как правило, векселя);
- покупка иностранной валюты для поддержания текущей ликвидности банков и воздействия на валютный курс;
Кредитование дефицита бюджета;
Участие в уставных фондах банков;
Финансирование банков в чрезвычайных ситуациях.
Центральными банками используются следующие антиэмиссионные инструменты:
Привлечение ресурсов банков в фонд обязательных резервов;
Продажа иностранной валюты;
Привлечение ресурсов банков в платные депозиты центрального банка;
Эмиссия краткосрочных ценных бумаг центрального банка и др.
2. Инструменты процентной политики, влияющие на стоимость предоставляемых банкам кредитных ресурсов, объем и структуру денежной массы, уровень ликвидности банков и др.Среди основных инструментов процентной политики центральных банков следует отметить:
Ставки рефинансирования, уровень которых учитывает динамику инфляции и направленность денежно-кредитной политики (на кредитную рестрикцию или экспансию) и является таким образом ориентиром для участников рынка;
Учетные ставки, используемые при осуществлении операций по переучету векселей юридических лиц (определяются исходя из базовой ставки рефинансирования);
Ставки по основным (стандартным) операциям центрального банка (в частности, по операциям регулирования ликвидности банков);
Ставки по нестандартным операциям (по льготным кредитам и др.).
3. Политика минимальных резервных требований, воздействующая на банковский и денежный мультипликаторы, уровень ликвидности.
В основу второй классификации методов и инструментов денежно-кредитного регулирования положена их группировка исходя из роли центрального банка (его инициативы) при проведении операций по поддержанию или изъятию ликвидности.
Операции на открытом рынке проводятся центральным банком по собственной инициативе и являются основными в части оперативного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банков), а также краткосрочной и среднесрочной денежно-кредитной политики.
Данные операции могут проводиться в соответствии с предварительно объявленными торговыми сессиями (включая аукционы) или по усмотрению центрального банка. Выделяют следующие виды операций на открытом рынке:
Регулярные плановые операции, о проведении которых заранее объявляется (кредитный или депозитный аукцион);
Нерегулярные операции, осуществляемые при возникновении необходимости, например, неожиданных краткосрочных нарушениях экономического равновесия. При этом выделяют нерегулярные плановые операции (время проведения заранее неизвестно) и двусторонние операции (другие банки вообще не ставятся в известность).
По цели проведения операции на открытом рынке состоят из:
Корректирующих (защитных) операций по компенсированию краткосрочных нежелательных изменений в структуре банковских резервов;
Структурных операций, направленных на долговременное качественное воздействие на денежно-кредитную сферу.
Постоянные механизмы регулирования ликвидности банковской системы (постоянно доступные инструменты) используются банками без получения согласия центрального банка. При возникновении необходимости существует автоматический доступ банков к ликвидности центрального банка без согласия последнего или его инициативы. Таким образом данный метод денежно-кредитного регулирования применяется по инициативе банков при проведении соответствующих операций.
В свою очередь получение требуемого результата является критерием эффективности используемых центральным банком методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.
Вопросы для самоконтроля
1. По каким признакам классифицируются цели денежно-кредитной политики?
2. Назовите иерархию монетарных целей.
3. Какие аспекты могут выступать в качестве тактических целей?
4. Охарактеризуйте этапы процесса формирования целей денежно-кредитной политики.
5. Виды денежно-кредитного регулирования, их характеристика.
6. Назовите основные преимущества и недостатки применения административных инструментов денежно-кредитного регулирования.
7. Классификация инструментов денежно-кредитного регулирования.
8. Какие инструменты денежно-кредитного регулирования, применяемые в Республике Беларусь, можно отнести к экономическим инструментам монетарного регулирования?
9. Какие изменения в политике минимальных резервных требований Национального банка Республики Беларусь отмечены в последнее время?
10. Назовите структуру операций на открытых рынках в Республике Беларусь.
11. Сущность политики валютных интервенций.
12. Инструменты интервенционистской политики.
13. Принципы осуществления валютных интервенций.
14. Сущность учетной политики центрального банка.
15. Зависимость выбора видов денежно-кредитного регулирования от приоритетов воздействия.
16. Характеристика используемых Национальным банком монетарных методов.
Регулирование денежного кредитного обращения в РФ возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995 г. основными инструментами и методами являются:
· процентные ставки по операциям Банка России;
· нормативы обязательных резервов;
· операции на открытом рынке;
· рефинансирование банков;
· установление ориентиров роста денежной массы;
· прямые количественные ограничения.
Процентные ставки по операциям Банка России . Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Банк России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки.
Данный метод предполагает регулирование рынка ссудных капиталов путем установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки. В зарубежной банковской практике она существует в двух формах:
1) ставка учетного процента: условия на которых ЦБ покупает (переучитывает) коммерческие векселя у других банков. Переучет векселей носит характер кредита для коммерческих банков, поскольку векселя выкупаются со скидкой от вексельной суммы – эти кредиты называют дисконтными, а операцию по переучету – редисконтированием;
2) процентная ставка по ломбардным операциям – кредитам под залог ценных бумаг. Данный кредит, как правило является краткосрочным (3-6 месяцев); объектом регулирования в данном случае является не только уровень процента, но и перечень ценных бумаг, которые могут стать предметом залога, а также минимальный размер покрытия предоставленного кредита (в процентах от стоимости ценных бумаг).
Значение данного инструмента состоит в следующем:
Регулируя уровень процентных ставок по своим операциям центральный банк влияет на величину денежной массы через управление депозитной базой коммерческих банков, их спросом на кредит;
Официальная процентная ставка оказывает косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с рынком кредитных ресурсов. При этом официальная процентная ставка может отклонятся от рыночных в ту или иную сторону.
· Нормативы обязательных резервов – это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.
Эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов – регулирование денежного обращения. Рассмотрим механизм этого регулирования. Фактические резервы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система, как известно, создает деньги. Количество новых кредитных денег определяется с помощью банковского мультипликатора, который представляет собой процесс увеличения объема денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому:
где М – банковский мультипликатор;
R – норма обязательных резервов.
Максимальное количество новых денег (Д), которое может быть создано банковской системой, составляет:
где Е – избыточные резервы.
Зная норму обязательных резервов, легко можно определить, сколько новых денег будет создано банковской системой.
Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.
Рост денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системой.
Операции на открытом рынке – это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод, регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике.
В зарубежной практике данные операции проводятся с краткосрочными и долгосрочными обязательствами казначейства и государственных корпораций, облигациями торгово-промышленных фирм и банков, коммерческими векселями, учитываемыми ЦБ.
Если ценные бумаги продаются ЦБ по заранее обусловленному курсу, то этот курс, как правило, несколько ниже рыночного. Целью является привлечение банков, как покупателей и соответствующий отток кредитных ресурсов с ссудного рынка. Разница между курсом продажи и рыночным курсом зависит от того, какую цель преследует ЦБ.
ЦБ покупает ценные бумаги, если необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, увеличить свободные резервы для кредитования.
При проведении операций на открытом рынке в зарубежной практике широко используются перекупочные изменения или сделки РЕПО.
Сделка РЕПО – это соглашения о продаже ценных бумаг с совершением через некоторое время обратной сделки. Данные сделки возникли на базе рынка государственных бумаг. По этим соглашениям ЦБ занимает позицию покупателя ценных бумаг у коммерческих банков. Последние обязуются через определенное время осуществить обратную сделку.
Определяющими в сделках РЕПО являются следующие характеристики:
Цена покупки;
Цена обратной продажи;
Временной лаг между прямой и обратной сделками.
С целью сделать данную сделку привлекательной для коммерческих банков, ЦБ покупает ценные бумаги по более высоким ценам, чем цена обратной продажи. Такая скидка может быть фиксированной или плавающей. Соглашения РЕПО заключаются на краткосрочный период, сроки сделок стандартизированы (1-3 недели; 2-6 месяцев). Перекупочные соглашения широко используются Федеральной Резервной Системой США. Сделки, как правило, проводятся регулярно в определенные дни недели. В этом случае механизм воздействия данных сделок на свободные резервы коммерческих банков состоит в следующем. Если объем обратной продажи больше, чем объем покупки новых партий ценных бумаг – происходит ограничение кредитных резервов банковской системы, так как возрастают вложения в ценные бумаги и наоборот.
Особое значение в данном случае имеет развитие практики выпуска государственных облигаций, казначейских векселей. Стабильно развивается на сегодняшний день рынок государственных ценных бумаг является базой для применения Банком России операции на открытом рынке как наиболее гибкого инструмента денежно-кредитного регулирования.
Рефинансирование банков – это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки – к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка.
До середины июня 1998 г. Банк России выдавал коммерческим банкам три вида кредитов:
· ломбардные – под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России;
· внутридневные кредиты – предоставлялись банкам в течение операционного дня при наличии неисполненных платежных поручений;
· однодневные расчетные кредиты (кредиты «овернайт») – предоставлялись для завершения расчетов в конце операционного дня путем зачисления кредита на корреспондентский счет банка в расчетном подразделении Банка России.
Кредиты выдавались в пределах лимитов, определенных Банком России. С марта 1998 г. коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные кредиты – под залог государственных ценных бумаг. Условием их предоставления являлось предварительное блокирование государственных ценных бумаг на счете «депо» банка в уполномоченном депозитарии. Рыночная стоимость этих ценных бумаг, скорректированная на соответствующий поправочный коэффициент Банка России, являлась максимально возможной величиной для получения кредита.
Банк России начал проводить ломбардные операции с марта 1996 г. сначала в форме ломбардных кредитных аукционов, а затем – по заявлениям банков в любой рабочий день по фиксированным процентным ставкам, дифференцированным в зависимости от срока кредитов (от 3 до 30 календарных дней). Со 2 февраля 1998 г. ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке выдавались под 42% годовых независимо от сроков их предоставления. Кредит зачислялся на корреспондентский счет коммерческого банка в Банке России. В связи с финансовым кризисом с 8 июля 1998 г. ломбардные кредиты предоставлялись на срок до 7 календарных дней включительно посредством кредитных аукционов.
Принятые к аукциону заявки банков ранжировались по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. Окончательное решение о ставке отсечения и объеме ломбардных кредитов принимал Кредитный комитет Банка России после получения и анализа заявок банков на получение кредита. Ломбардные кредитные аукционы проводились двумя способами:
а) «американским», при котором удовлетворенные заявки удовлетворялись по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках (они были равны или превышали ставку отсечения);
б) «голландским», при котором все удовлетворенные заявки удовлетворялись по ставке отсечения, устанавливаемой Банком России по результатам аукциона.
При неисполнении банком обязательств по возврату кредита Банка России и уплате процентов по нему отсрочка платежа не производилась и Банк России начинал процедуру реализации заложенных ценных бумаг. Кроме того, банки уплачивали пени за каждый календарный день просрочки в размере 0,3 ставки рефинансирования Банка России на установленную дату исполнения обязательства, деленной на число дней в текущем году (365 или 366). За счет выручки от реализации заложенных, ценных бумаг возмещались в первую очередь расходы Банка России по реализации этих бумаг, затем – задолженность банков по кредиту и процентам и в последнюю очередь – суммы пеней за неисполнение обязательств.
Депозитные операции. Это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.
В 1999 г. Банк России начал привлекать денежные средства банков РФ на более длительные сроки – на 1 – 3 месяца. С августа 1999 г. Банк России начал проводить депозитные операции «спот» с датой привлечения депозита: «спот – некст», «спот – 1 неделя», «спот - 2 недели». С ноября 1999 г. Банк России приступил к проведению депозитных аукционов со сроками депозитов 1 неделя, 2 недели и 1 месяц.
Валютное регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарной спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.
Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможны благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.
Новым методом регулирования валютного курса стало введение с мая 1995г. фиксированного валютного коридора. Основная его цель - дедолларизация экономики, стабилизация курса рубля, поддержка отечественных производителей-экспортеров. На начало 1997 г. валютный коридор составлял 5500 – 6100 руб., на конец года – 5750 - 6350 руб. за один доллар, с августа 1998 г. валютный коридор был расширен до 9,5 руб., однако в связи с обострением финансового кризиса удержать курс рубля в рамках валютного коридора не удалось. Отток иностранного капитала с рынка государственных ценных бумаг привел к резкому сокращению золотовалютных резервов Банка России и, как следствие, к отказу от валютных интервенций. Был совершен переход к режиму плавающего валютного курса.
Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливал минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование). Начиная с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно две промежуточные цели - предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.
Прямые количественные ограничения – установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. В качестве примера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита. Другим примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций. При этом различают три типа лицензий: генеральные, расширенные и внутренние. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения их количества. Расширенная лицензия дает право иметь корреспондентские отношения с шестью иностранными банками и бывшими заграничными банками СССР (Московским народным банком в Лондоне, Эйробанком в Париже и др.). Внутренняя лицензия дает право работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внешний рынок при условии открытия корреспондентских счетов в любом другом банке, имеющем генеральную лицензию.
Помимо основных методов регулирования существуютвторостепенные методы.
Предписываемая законом маржа – минимальный процент первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупка ценных бумаг в кредит опасна, так как в нее вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа установлена Инструкцией Министерства финансов РФ «О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами» от 6 июня 1992 г. № 53. Она составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг.
Потребительский кредит – продажа товаров в кредит. Если она ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если продажа растет, то увеличивается масса денег в обращении.
Вследствие низких доходов населения развитие потребительского кредита в России возможно только при определенном подъеме уровня доходов. В настоящее время развитие такого кредита является перспективным направлением в деятельности банков, которые ищут новые сферы приложения капитала. Использование этого метода ограничивается отсутствием инфраструктуры, законодательной базы, высоким уровнем кредитного риска. Несмотря на это, потребительский кредит является стимулом экономического роста, активизации совокупного спроса.
Увещевание. Это когда Банк России дает рекомендации юридическим и физическим лицам, банкам.
Когда и какие из вышеназванных мер используются? Если необходимо увеличить количество денег в обращении, то Банк России скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных резервов, уменьшает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика получила название политики дешевых денег. В условиях же инфляции, когда необходимо уменьшить количество денег в обращении. Банк России продает ценные бумаги, увеличивает нормы обязательных резервов, повышает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика называется политикой дорогих денег.
Согласно закону, Центральный банк разрабатывает и проводит во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику. При этом он задает основное направление экономической политики Правительства РФ и использует экономические рычаги для регулирования денежной массы в обращении и направления е в соответствующие сферы экономики О.Г. Семенюта Основы банковского дела - с. 72.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центрального банка являются:
- - процентные ставки по операциям Банка России;
- - нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены боле чем на пять пунктов;
- - операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением поздне обратной сделки);
- - рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);
- - валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
- - установление ориентиров роста денежной массы;
- - прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.
Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь боле глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:
- - политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;
- - политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.
Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.
Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не поздне 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не поздне 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.
Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующе решение не поздне принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.
Денежно-кредитная политика осуществляется с помощью определенных методов и инструментов.
Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики - Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.
Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.
Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы.
В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболе быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования
Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка.
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.
Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.
Поэтому Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.
Практика формирования рыночной экономики и е развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.
Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.
Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на е объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.
В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:
- 1. Операции на открытом рынке.
- 2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).
- 3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.
- 4. Рефинансирование кредитных организаций.
- 5. Валютные интервенции.
- 6. Установление ориентиров роста денежной массы.
- 7. Прямые количественные ограничения.