О творчестве мендельсона. Якоб людвиг феликс мендельсон бартольди Феликс мендельсон интересные факты

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди родился в Гамбурге 3 февраля 1809. Его дед, философ Мозес Мендельсон, получил признание вопреки антиеврейским предрассудкам в Германии той эпохи. Отец композитора, Абрахам Мендельсон («прежде сын своего отца, а теперь отец своего сына», как он сам говорил), был банкиром; он и его жена Лия приняли христианство, и их дети были крещены под фамилией Мендельсон-Бартольди. Феликс был вторым ребенком в семье; его старшая сестра Фанни была одаренным музыкантом. В 1812 семья переехала в Берлин. В 1817 он начал брать уроки композиции у К.Цельтера, друга Гёте , и к 1820 в его портфеле накопилось довольно много сочинений, пока не слишком оригинальных, но поразительно складных для ребенка такого возраста. В 1821 Цельтер взял мальчика с собой в Веймар и представил его Гёте: Феликс произвел на поэта сильное впечатление как музыкальной одаренностью, так и личным обаянием. Описание первой встречи с Гёте в письме мальчика к семье может свидетельствовать о выдающемся литературном даровании юного музыканта; теми же качествами отмечены более поздние письма Феликса к Цельтеру, в которых он рассказывает о красотах Швейцарии , где проводил с семьей каникулы.

Успешно прошли встречи молодого композитора с выдающимися музыкантами той эпохи, особенно с И.Мошелесом, однако отец Феликса все еще не был уверен в том, что сыну предназначено стать профессиональным музыкантом, и в 1825 он отвез мальчика в Париж, чтобы показать его Л.Керубини, крупнейшему музыкальному авторитету Франции и человеку, известному своей язвительностью и консервативными взглядами. Вопреки ожиданиям, Керубини весьма благосклонно отнесся к Феликсу и предрек ему большое будущее. К этому времени Мендельсон стал автором уже вполне самостоятельных сочинений, в том числе знаменитого Рондо-каприччиозо . В 1825 появился октет для струнных ми-бемоль мажор и в 1826 – увертюра к комедии Шекспира Сон в летнюю ночь (Sommernachtstraum ) – настоящие шедевры, самые яркие образцы творчества композитора. Мендельсон успешно выступал как пианист и приобрел некоторый дирижерский опыт. Четвертая опера Мендельсона Свадьба Камачо (Die Hochzeit des Camacho ) была поставлена в Берлине в 1827; успех она имела средний в сравнении с теми восторженными похвалами, к которым автор привык с детства, и Мендельсон тяжело переживал нападки критики. Настоящий триумф пришел к нему спустя два года, когда он продирижировал в Лейпциге Страстями по Матфею И.С.Баха – первым исполнением сочинения после смерти композитора. Через несколько недель он впервые посетил Англию, где приобрел множество друзей и выступил весьма успешно как на музыкальном, так и на общественном поприще. Мендельсон побывал также в Шотландии и в Уэльсе. В конце года он вернулся в Берлин, но вскоре возобновил странствия. В 1830 он посетил Рим, где встретился с Берлиозом и начал работу над двумя симфониями – Четвертой ля мажор (Итальянской , 1833) и Третьей ля минор (Шотландской , 1842); в 1832 снова побывал в Париже, где приобрел новых друзей (среди них – Шопен). Разочарование принесла премьера Пятой симфонии ре мажор (Реформационной ) в 1831. Вскоре Мендельсон принял должность музик-директора Дюссельдорфа, но в результате конфликтов и интриг вынужден был уйти; в 1835 он получил пост руководителя лейпцигского оркестра Гевандхаус.

В конце 1835 внезапно скончался отец композитора. От этого потрясения Мендельсон долго не мог оправиться; прийти в себя помогли работа над ораторией Св. Павел (1836) и поездка на каникулы во Франкфурт, где состоялась его встреча с Сесилией Жанрено, которая через два года стала женой композитора. Их брак был счастливым: мягкость характера и здравый смысл Сесилии великолепно сочетались с динамичной, импульсивной натурой Феликса. Оставшиеся годы своей жизни Мендельсон провел главным образом в Германии и Англии; в 1843 с триумфом прошла премьера оратории Илия на Бирмингемском фестивале. В Германии деятельность Мендельсона распределялась между Берлином и Лейпцигом. Руководство музыкальным отделением берлинской Академии искусств принесло композитору разочарование, однако он с живейшим интересом занимался организацией консерватории в Лейпциге. После поездки в Англию в 1847 он вернулся в Германию совершенно обессиленным. В довершение пришло известие о смерти любимой сестры Фанни.

ТВОРЧЕСТВО

Оркестровые сочинения.

Ранее всего индивидуальность композитора проявилась в инструментальной музыке, и в конечном счете оркестровые сочинения Мендельсона оказались самой долговечной частью его творческого наследия. Увертюры Сон в летнюю ночь и Гебриды, или Фингалова пещера (Hebrides, oder Die Fingalshöhle , первая редакция 1830, вторая 1832) – безусловные шедевры, блестящие по оркестровому письму, самобытные по тематическому материалу и в смысле драматургии гораздо более интересные, чем подавляющая часть более поздних опусов. Не уступают им увертюры Морская тишь и счастливое плавание (Meerstille und die glückliche Fahrt , 1832) и Сказка о прекрасной Мелузине (Das Märchen von der schönen Melusine , 1833). Симфонии Мендельсона не столь ровны. Ранняя симфония до минор (1824) удачна по форме, но не оригинальна; Реформационная и Шотландская претендуют на большее, и в них сильнее сказывается личность автора. В обеих немало отличной музыки (особенно в двух первых частях Шотландской ), но в целом они не соответствуют заявленной крупной симфонической концепции. Лучшая из симфоний, несомненно, Итальянская : она проникнута весельем, но при этом по-настоящему лирична. Мендельсон первым отказался от начального tutti при сочинении инструментальных концертов; в этом жанре у него можно найти произведения разного качества. Менее интересны два фортепианных концерта (Первый, соль минор, 1831 и Второй, ре минор, 1837), зато скрипичный концерт ми минор (1844), последнее большое оркестровое сочинение композитора, до сих пор сохраняет свежесть и очарование.

Камерные жанры.

Лучшим камерно-инструментальным сочинением композитора стал ранний струнный октет ми-бемоль мажор – роскошная партитура для ансамбля, дающего возможность наслаждаться красотой звучания. И это не удивительно, ведь Мендельсон блестяще владел всеми возможностями оркестра. Струнные квартеты композитора иногда вызывают желание услышать их в оркестровом переложении, но и они содержат немало прекрасной музыки. Ранние квартеты ми-бемоль мажор (1829) и ля мажор (1827) интересны по форме; последний квартет фа минор, написанный вскоре после кончины любимой сестры композитора, отмечен необычной и глубоко трогающей выразительностью. Из двух струнных квинтетов Мендельсона ранний, ля-мажорный (первая редакция 1826, вторая 1832) – восхитительное сочинение, в позднем, си-бемоль-мажорном квинтете (1845) композитор как бы пытается вернуться, и не особенно удачно, к восторженному настроению струнного октета. Среди камерно-инструментальных ансамблей с фортепиано – два трио (ре минор, 1839; до минор, 1845) и две сонаты для виолончели и фортепиано (си-бемоль мажор и ре мажор); в этих сочинениях виртуозность фортепианной партии доведена до пределов возможного, и звучат они очень эффектно. Фортепианная музыка Мендельсона содержит немало превосходных страниц. Наиболее содержательны Серьезные вариации ре минор (Variations sérieuses , 1841) и цикл из шести прелюдий и фуг; этот цикл отличается напряженностью развития и доказывает, что в зрелом возрасте Мендельсон обладал редким для 19 в. умением, не впадая в архаичность, сочинять полифонические пьесы. Соната ми мажор (1826) и фантазия фа-диез минор (1833) – прекрасные и незаслуженно редко исполняемые сочинения; хороши также пьесы в жанре скерцо и, конечно, Песни без слов : несмотря на некоторую сентиментальность, другие образцы этого жанра пленяют редкой красотой, и в целом мендельсоновские Песни без слов гораздо разнообразнее, чем обычно полагают. Среди органных произведений – прелюдии и фуги и шесть сонат, некоторые из них представляют значительный интерес.

В области вокальной музыки важным достоинством Мендельсона является приятная, легко текущая мелодика, однако эмоциональный диапазон его сочинений ограничен, кроме того, у него не было того интуитивного ощущения поэтического слова, которое отличает великих мастеров вокального письма. Все песни и хоры Мендельсона представляют собой крепкую в профессиональном смысле музыку, но лишь немногие из них (например, Новая любовь , Песня ведьм , Ночная песнь ) выделяются на несколько монотонном фоне. Среди ораторий Мендельсона самая удачная, несомненно, Илия : в ней, особенно в первой части, есть по-настоящему выразительные драматические эпизоды. Оратория Св. Павел , красивая в отдельных фрагментах, менее жизнеспособна как целое, а симфония-кантата Хвалебный гимн (1840) есть не что иное, как неудачная попытка вступить в соревнование с финалом Девятой симфонии Бетховена. Среди разнообразных произведений на тексты псалмов наиболее удачен Псалм 94 ; яркая, волнующая музыка – кантата на текст Гете Первая Вальпургиева ночь (первая редакция 1832; вторая 1843). Ранняя опера Свадьба Камачо написана живо, но ей недостает оригинальности; зингшпиль Сын и странник (1847) – восхитителен. Однако, лучшим сценическим произведением Мендельсона остается его музыка к комедии Шекспира Сон в летнюю ночь (1842), которая замечательно соответствует по духу написанной ранее увертюре.

Третьего февраля 1809 в Гамбурге, в семье банкира Мендельсона-Бартольди родился мальчик, которого нарекли Феликс. Будущий получил прекрасное и весьма разностороннее образование. Он с детства имел возможность общаться с представителями и научной интеллигенции, в числе которых были Гегель, Гейне и Яков Гримм, естествоиспытатель Гумбольдт и скульптор Торвальдсен, Паганини и . Все они с удовольствием посещали салон родителей Мендельсона в Берлине. И эта широта кругозора, воспитанная общением с умнейшими и талантливейшими людьми той эпохи, разумеется, положительно отразилось на всей будущей деятельности Феликса.

Подобно Моцарту, Мендельсон уже в раннем возрасте овладел музыкальным мастерством. В десять он уже сочинял, но, наверное, как это часто бывает у всех начинающих авторов, его раннее творчество находилось под сильным влиянием его кумиров: Бетховена, Моцарта, Вебера…Октет, написанный в 1825 и «Сон в летнюю ночь» явились началом его зрелого творчества. Три года своей жизни, с 1829 по 1832 год, Мендельсон посвятил путешествиям по разным городам Европы. Он побывал в Англии, Шотландии, Австрии, Южной Германии, Италии, Швейцарии и Франции и был крайне удручен и глубоко разочарован положением музыкальной культуры. Казалось невозможным то, что даже на родине симфонизма, в Австрии, в Вене, а не только в Италии и во Франции, классика была предана забвению. Ни одной ноты Бетховена не исполняли здесь даже лучшие пианисты!

И Мендельсон принял решение: сразу же по возвращению в Германию заняться просветительской деятельностью! Этому занятию он отдавал себя без остатка до конца своих дней. Будучи блестящим виртуозом своего времени, Мендельсон в органных и фортепианных концертах, прежде всего, выступал как пропагандист серьезной классической музыки. Часто случалось так, что многие слушатели, присутствующих на его музыкальных вечерах, впервые знакомились с концертами и сонатами и Бетховена.

Мендельсон исколесил города и веси всей страну в поиске интересовавших его произведений. И это музыкальное паломничество принесло свои плоды. В церквях, в опере, на музыкальной эстраде зазвучали творения классиков, зазвучало хоровая музыка Лассо, Палестрины и Генделя, «Дон – Жуан» и «Фигаро» Моцарта и многие другие. В Лейпциге, где Мендельсон до самой своей смерти управлял знаменитым оркестром «Гевандхауза», его деятельность была особенно блестящей. Пиком его просветительской деятельности явилось учреждение первой немецкой консерватории в 1843 году. В число педагогов консерватории Лейпцига были приглашены самые мощные и выдающиеся композиторские и исполнительские силы, в частности Шуман. Именно в этот период, в творчестве Мендельсона явно чувствуется некая фундаментальность, элементы героики. Его оратории «Илия» и «Павел» прямо-таки насквозь пронизаны каким-то революционным духом.

Кажется, что Илия борется не за чистоту веры, а за чистоту помыслов человеческих, размышляет, как творец, который противопоставляет себя всему миру, погрязшему в никчемности.У Мендельсона были довольно-таки натянутые отношения с Берлинской аристократией и правящими кругами, но, не смотря на это, он с огромным удовольствием и вдохновением в сороковых годах начал работать над сочинением музыки к придворным постановкам трагедий Софокла и Расина. Античная драма, ее возвышенный стиль, ее благородная страстность были созвучны Мендельсону.

В его сочинениях того периода (увертюра «Рюи Блаз», гениальная скрипичная «Шотландская симфония) тоже появляются черты драматизма, ранее Мендельсону не свойственные. Но эти новые драматические тенденции, увы, не успели получить в творчестве Мендельсона дальнейшего развития. В 1847 году композитор внезапно скончался в возрасте всего неполных тридцати девяти лет в расцвете своей артистической славы и творческих сил.

Творческий путь Мендельсона и биография выдающегося композитора, автора «Свадебного марша», пианиста, вокалиста, преподавателя и дирижера.

Феликс Мендельсон краткая биография

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди появился на свет 3 февраля 1809 года в Гамбурге, в семье банкира. Его родители отказались от иудаизма и крестили своих детей в 1816 году в лютеранской церкви. В 1811 году семья переехала в Берлин, так как они хотели дать своим отпрыскам наилучшее образование. Когда Феликсу Мендельсону исполнилось 6 лет, он стал заниматься на фортепиано с матерью, а через год с Мари Биго. В 9 лет мальчик уже брал участие в берлинском камерном концерте. В юношеские годы композитор часто встречался с философом Гете и немало его стихотворений положил на музыку.

С 1819 года он стал сочинять музыкальные произведения без остановки. В этом же году его приняли в Берлинскую Хоровую академию. В 1822 году свет увидело первое издание работ. В тот момент гению было 13 лет. В 15-летнем возрасте им была написана первая симфония для — оркестра До минор. Через год вышла работа, показавшая его полную силу гения — Октет Ми-бемоль мажор, ставшая самым ранним известным произведением автора.

В 1824 году Феликс стал заниматься у пианиста-виртуоза и композитора Игнаца Мошелеса, с которым они стали друзьями на всю жизнь. Кроме музыки, он изучал литературу, изобразительное искусство, философию и языки. Композитор обучался в Университете Берлина, изучая лекции по истории Эдуарда Ганса, по эстетике Георга Гегеля, по географии Карла Риттера.

Еще в Хоровой академии Феликс освоил профессию дирижера и при поддержке Зельтера, директора академии, и друга Эдуарда Девринта осуществил постановку «Страстей по Матфею» (Иоганн Бах) в 1829 году. По сути, Мендельсон способствовал возрождению в Германии музыки Баха, которое распространилось на всю Европу.

В 1829 году Феликс Мендельсон посещает Великобританию. Здесь он проводит концерт Филармонического общества. После Великобритании посещает Шотландию, где, вдохновившись природой и людьми, делает наброски новых работ.

Когда композитор Феликс Мендельсон возвратился в Германию, то получил должность преподавателя в Берлинском университете. Но он отказался от заманчивого предложения. Автор гениальных произведений много лет путешествовал по Европе, где издал первую свою книгу «Песни без слов» в 1832 году.

В 1833 году его взяли на должность дирижера Рейнского Музыкального фестиваля в Дюссельдорфе. Спустя 2 года Феликс Мендельсон начал дирижерскую деятельность в Лейпциге. Он поставил себе за цель сделать этот город европейским музыкальным центром мирового масштаба.

В 1836 году ему вручили почетную степень доктора Лейпцигского университета. Произведения Феликса Мендельсона настолько впечатлили короля Пруссии, что он не раз пытался заманить композитора в Берлин. Наконец ему это удалось и Мендельсона назначили музыкальным директором Академии Искусств. На этой должности он работал до 1845 года, при этом не оставляя работу в Лейпциге. Время от времени Феликс посещал Англию и Бирмингем, где лично познакомился с королевой Викторией и ее семьей.

Феликс Мендельсон в 1843 году основал Лейпцигскую Консерваторию Музыки. В Германии это было первое учебное заведения подобного рода. Спустя год композитор провел в Лондоне 5 филармонических концертов.

Здоровье композитора постепенно стало ухудшаться. Особенно его потрясла смерть сестры Фанни. С целью оздоровиться он решил отправиться в Швейцарию, но это не помогло. Вернувшись обратно в Лейпциг, в возрасте 38 лет Феликс Мендельсон умер 4 ноября 1847 года.

Феликс Мендельсон музыкальные произведения — Октет Ми-бемоль мажор, Сон в летнюю ночь, Свадебный марш, Фингалова пещера, Гебридов, Шотландская симфония, Концерт для скрипки с оркестром, квартет Фа минор.

  • Отцом Мендельсона был Авраам, сын еврейского философа Моисея Мендельсона и Леи Соломон. Ему добавили фамилию Бартольди, чтобы полностью разорвать религиозные традиции Моисея. Композитор подписывался Мендельсон-Бартольди в знак послушания отца, однако часто использовал только первую часть фамилии.
  • Феликс Мендельсон 28 марта 1837 года женился на дочери протестантского священнослужителя Сесиль Жанрено. У пары было 5 детей.
  • «Свадебный марш» Мендельсона стал популярным только после его смерти. Он прозвучал в 1858 году на бракосочетании английской принцессы Виктории Адельгейды и будущего прусского короля Фридриха III.
  • Враг Феликса Мендельсона, композитор

Введение

Я́коб Лю́двиг Фе́ликс Мендельсо́н Барто́льди (нем. Jakob Ludwig Felix Mendelssohn Bartholdy ; 3 февраля 1809, Гамбург - 4 ноября 1847, Лейпциг) - немецкий композитор и дирижёр, один из крупнейших представителей романтического направления в музыке, автор, в частности, знаменитого свадебного марша.

1. Биография

1.1. Ранний период

Феликс Мендельсон родился в семье банкира Авраама Мендельсона. Дедом композитора был знаменитый еврейский философ Мозес (Моисей) Мендельсон, основатель движения Хаскала («еврейского Просвещения»). Несколько лет после рождения Феликса семья Мендельсонов, еврейская по происхождению, приняла лютеранство и взяла вторую фамилию - Бартольди. В 1811 году Мендельсоны перебрались в Берлин.

Юный Феликс рос в богатой творческой и интеллектуальной атмосфере. В доме Мендельсонов часто бывали многие знаменитые люди того времени, в частности, знаменитый философ Фридрих Гегель и видный музыкальный педагог и композитор того времени Карл Цельтер. Именно Цельтер обратил внимание на хорошие музыкальные способности Мендельсона и стал давать ему уроки теории музыки. Одновременно Мендельсон начал заниматься на фортепиано у Людвига Бергера и на скрипке сперва у Карла Хеннинга, а затем у Эдуарда Рица (которому в 1822 году посвятил свой юношеский ре-минорный концерт). Уже в девять лет Мендельсон успешно выступил как пианист, а год спустя в Берлине успешно состоялся его вокальный дебют (Мендельсон обладал хорошим альтом). К этому же времени относятся его первые серьёзные композиторские опыты: соната для скрипки и фортепиано, фортепианное трио, две фортепианных сонаты, ряд органных сочинений. В 1821 году Цельтер познакомил Мендельсона с Гёте, который благосклонно отнёсся к таланту 12-летнего музыканта. Вскоре состоялось знакомство Мендельсона с Вебером, который приехал в Берлин на постановку своей оперы «Вольный стрелок».

В эти годы Мендельсон уже ведёт активную концертную деятельность, выступая как пианист и дирижёр. Из известных работ этого периода - Первая симфония c-moll, Концерт для фортепиано с оркестром a-moll, фортепианные квинтет и секстет, в 1824 году была поставлена его опера «Два племянника». Знакомство Мендельсона со знаменитым пианистом Игнацем Мошелесом, относящееся к этому же времени, переросло в многолетнюю дружбу и творческое сотрудничество.

Начало творческой карьеры (1825-1829)

В 1825 году Авраам Мендельсон совершает поездку в Париж и берёт с собой сына. Париж того времени был одним из музыкальных центров Европы, где работали крупнейшие композиторы того времени - Джоаккино Россини и Джакомо Мейербер. Мендельсон встречается с ректором Парижской Консерватории Луиджи Керубини, который даёт его дарованию высочайшую оценку. Французская композиторская школа не произвела на Мендельсона большого впечатления, о чём свидетельствует его переписка того времени, что не помешало ему, тем не менее, завести многочисленные знакомства в музыкальных кругах Франции.

В мае 1825 года Мендельсоны возвращаются в Берлин, где Феликс во второй раз в жизни встречается с Гёте. В доме писателя был впервые исполнен посвящённый ему Фортепианный квартет Мендельсона. В августе того же года композитор заканчивает свою двухактную оперу «Свадьба Камачо» по одному из эпизодов «Дон Кихота» Сервантеса.

Семья Мендельсонов поселяется в просторном старинном доме на Leipziger Straße 3, в котором был большой музыкальный зал. Традицией стали субботние концерты Мендельсона, на которые приходило до нескольких сотен зрителей.

В 1826 году Мендельсон сочинил одно из самых известных своих произведений - увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Впоследствии он часто дирижировал этим произведением в своих концертах.

1827 год отмечен первой постановкой «Свадьбы Камачо». На первом представлении оркестром руководил Гаспаре Спонтини. Публика хорошо приняла оперу, однако из-за многочисленных интриг, возникших вокруг неё, второе представление сорвалось. В дальнейшем Мендельсон разочаровался в этом своём сочинении, и больше не написал ни одной оперы, сосредоточившись на инструментальной музыке.

В том же году Мендельсон поступает в Берлинский университет, где слушает лекции Фридриха Гегеля.

Мендельсон активно интересовался музыкой Баха, в то время почти совершенно забытого композитора. Ещё в 1823 году его бабушка подарила ему копию манускрипта «Страстей по Матфею». Хоровые сочинения Баха давал Мендельсону для работы Цельтер, считая их, однако, не более чем учебным материалом. Когда в 1829 году совместно с режиссёром Эдуардом Девринтом Мендельсон задумал продирижировать Страсти по Матфею, Цельтер активно выступал против. Однако исполнение состоялось (это было первое исполнение «Страстей» после смерти Баха), правда, в сокращённом виде (Мендельсон был вынужден убрать некоторые арии, речитативы и хоралы, иначе исполнение могло затянуться на очень долгое время) и с некоторыми изменениями в составе оркестра (партия клавесина исполнялась на хаммерклавире, причём самим Мендельсоном , партии гобоев д’амур - кларнетными, а гобоев да качча («охотничьих гобоев») - скрипичными). Девринт исполнял партию Иисуса. Исполнение имело большой успех, и Мендельсон исполнил «Страсти» в ближайших концертах ещё дважды.

Зарубежные гастроли (1829-1832)

Спустя некоторое время после исполнения Страстей Мендельсон по приглашению Мошелеса прибывает с гастролями в Лондон. Здесь он в концертах Филармонического общества дирижирует своими оркестровыми сочинениями - Симфонией c-moll, увертюрой «Сон в летнюю ночь», выступает как пианист с сочинениями Вебера и Бетховена. В одном из концертов Мендельсон совместно с Мошелесом исполнил свой Концерт для двух фортепиано с оркестром, в наше время совершенно забытый. Концерты Мендельсона пользовались огромным успехом, в 1829 он предпринимает турне по Шотландии, и возвращается в Берлин уже европейской знаменитостью. Под впечатлением от визита в Шотландию композитор создаёт симфонию, впоследствии получившую название «Шотландская» (завершена и исполнена была лишь в 1842), и увертюру «Гебриды».

Посещение Англии стало лишь первой частью грандиозного концертного тура, который спонсировался отцом Мендельсона. В 1830 году композитору было предложено звание профессора в Берлине, однако Мендельсон от него отказался и предпринял новые гастроли, на этот раз в Италию, по пути остановившись в Веймаре и посетив Гёте, который в то время жил там.

По возвращении из Италии Мендельсон дал целую серию концертов в Мюнхене (там он сочинил и впервые исполнил фортепианный Концерт g-moll), Штутгарте, Франкфурте, и в декабре 1831 года прибыл в Париж. Проведя там четыре месяца, Мендельсон познакомился с Листом и Шопеном. Парижская публика, однако, неожиданно встретила новые сочинения Мендельсона весьма прохладно (в частности, это относилось к Реформационной симфонии). В марте 1832 года Мендельсон заразился холерой, из-за чего пришлось отменить остававшиеся концерты. Правда, достаточно быстро композитору удалось излечиться от болезни.

Уже в апреле того же года Мендельсон дал серию концертов в Лондоне, где выступал не только как дирижёр, но и как органист, а также выпускает в печать первую книгу своих знаменитых «Песен без слов».

Летом Мендельсон возвращается в Берлин.

Дюссельдорф (1832-1835)

В мае 1832 года умирает Карл Цельтер, первый учитель Мендельсона и директор Певческой Академии в Берлине. По настоянию своего отца Мендельсон выдвигает свою кандидатуру на этот пост, однако члены Академии проголосовали за вице-директора Карла Рунгенхагена, причём, как утверждал Эдвард Девринт, не последнюю роль в этом решении сыграли антисемитские взгляды некоторых членов Академии. Спустя некоторое время композитор принимает решение покинуть Берлин.

В 1833 году Мендельсон в третий раз посещает Лондон, где исполнил свою Симфонию A-dur (позднее получившую название «Итальянской»). После этого Мендельсона приглашают продирижировать на Рейнском музыкальном фестивале в Дюссельдорфе. Концерт имеет огромный успех, и композитору предлагают место генеральмузикдиректора. Мендельсон соглашается и в течение двух лет регулярно дирижирует оперными постановками и симфоническими концертами. Они пользуются большим успехом, однако отношения Мендельсона с руководящими кругами театральной жизни города складывались не всегда удачно, поэтому, когда в 1835 году после блестящего выступления на Кёльнском музыкальном фестивале ему предложили пост капельмейстера симфонических концертов лейпцигского Гевандхауза, композитор сразу принял это предложение.

Лейпциг (1835-1841)

4 октября 1835 года в Лейпциге состоялся первый концерт под управлением Мендельсона. На нём была исполнена увертюра «Морская тишь и счастливое плавание». Скоро концерты Гевандхауза становятся одними из важнейших событий музыкальной жизни Европы, а Мендельсон - одной из основных её фигур. В 1836 году Лейпцигский университет присваивает композитору степень доктора философии honoris causa.

Ещё в Дюссельдорфе Мендельсон задумал написать трилогию ораторий на библейские темы «Илия - Павел - Христос», однако постоянная концертная деятельность не давала ему возможности взяться за эту работу. В Лейпциге композитору удалось начать воплощать свой замысел: оратория «Павел» была окончена весной 1836 года и вскоре исполнена под управлением автора на Рейнском музыкальном фестивале.

В марте 1837 года Мендельсон женится на Сесилии Жанрено, с которой он познакомился во Франкфурте. У Мендельсона было пять детей.

Мендельсон снова посещает с гастролями Лондон, где дирижирует ораторией «Павел», выступает с органными концертами и даёт мастер-классы. Начинается работа над ораторией «Илия».

Авторитет композитора все растёт, к нему обращаются музыканты за советом и помощью, его мнение о новых сочинениях считается непререкаемым. В апреле 1840 года он обращается с ходатайством об организации в Лейпциге консерватории. Он отказывается от руководящего поста, но становится главой первой немецкой консерватории, открытой 3 года спустя. Мендельсон ведет классы сольного пения, композиции и инструментовки. Продолжаются и концертные турне. Особую радость приносит Мендельсону Англия. В Бирмингеме он дирижирует ораторией «Павел» и «Хвалебной песнью», в Лондоне исполняет только что законченную Шотландскую симфонию.

1.6. Берлин

В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV пригласил Мендельсона на пост капельмейстера в Берлин. Король хотел сделать этот город культурным центром Германии. Мендельсону было поручено реформировать Королевскую Академию искусств и руководить соборным хором.

Однако реформаторская деятельность Мендельсона в Берлине встречала яростное сопротивление, и он решил вернуться к концертной деятельности. В 1842 году он с женой в очередной раз посещает Англию, где его концерты по-прежнему пользуются большим успехом. В этот период творчества Мендельсон пишет музыку для театральных постановок: «Антигона», «Царь Эдип», «Сон в летнюю ночь».

1.7. Последние годы в Лейпциге

В 1843 году при активном участии Мендельсона в Лейпциге была открыта Консерватория. Это было первое высшее музыкальное учебное заведение в Германии. В качестве преподавателей были приглашены Шуман, Давид, Мошелес и другие крупные музыканты того времени. Год спустя он вновь даёт концерты в Англии, а по возвращении подаёт королю прошение об отставке с поста берлинского капельмейстера.

В сентябре 1845 года Мендельсон возвращается в Лейпциг, где занимает прежний пост дирижёра концертов Гевандхауза, преподаёт в Консерватории и пишет ораторию «Илия». Сочинение было окончено в 1846 году и впервые исполнено в Бирмингеме. По возвращении в Лейпциг он принимается за создание третьей части трилогии - «Христос», однако здоровье композитора пошатывается, и работу над ораторией он приостанавливает. В 1847 году Мендельсон в последний раз едет в Англию, где дирижирует ораторией «Илия» в Манчестере и Бирмингеме.

14 мая 1847 года в возрасте 42 лет умирает старшая сестра Мендельсона Фанни. Потрясённый этим известием, композитор прекращает концертную деятельность и на некоторое время уезжает в Швейцарию. 28 октября того же года в Лейпциге с ним случается инсульт, а 3 ноября - второй. На следующий день Мендельсон умер.

В доме на Goldschmidtstraße 12, где умер композитор, сегодня находится Музей Мендельсона.

2. Мендельсон глазами современников и потомков

Репутация Мендельсона в кругу музыкантов-современников была весьма высока. Роберт Шуман называл его «Моцартом девятнадцатого столетия», молодой Гектор Берлиоз писал, что пианистическое искусство Мендельсона столь же велико, сколь его композиторский гений, а о последней оратории Мендельсона «Илия» отозвался как о «возвышенно величавой и неописуемо роскошной в гармонии» .

Вскоре после смерти Мендельсона, однако, его творчество подверглось жёсткой и неоднозначной оценке в статье Рихарда Вагнера «Еврейство в музыке»: признавая за Мендельсоном «богатейший специфический талант», Вагнер обвиняет его в подражании Иоганну Себастьяну Баху и с осуждением заявляет, что «творческие усилия Мендельсона, направленные к тому, чтобы неясные, ничтожные идеи нашли не только интересное, но умопоражающее выражение, немало содействовали распущенности и произволу в нашем музыкальном стиле», ставя эти свойства музыки Мендельсона в прямую зависимость от его национальной принадлежности . Впрочем, отмечается, что действительное отношение Вагнера к Мендельсону не было таким однозначным . На защиту Мендельсона от Вагнера выступил, в частности, Пётр Ильич Чайковский, иронически писавший: «Не стыдно ли было высокодаровитому еврею с таким коварным ехидством услаждать человечество своими инструментальными сочинениями вместо того, чтобы с немецкой честностью усыплять его подобно Вагнеру в длинных, трудных, шумных и подчас невыносимо скучных операх!»

Велики заслуги Мендельсона и в качестве дирижёра: под его управлением впервые после долгого перерыва были исполнены сочинения Баха и Генделя, а также до-мажорная симфония Шуберта.

3. Основные сочинения Мендельсона

3.1. Оперы и зингшпили

    «Два племянника, или Дядюшка из Бостона»

    «Свадьба Камачо»

    «Любовь солдата»

    «Два педагога»

    «Бродячие комедианты»

    «Возвращение с чужбины» (переработано в вокальный цикл, op. 89; 1829)

Оратории«Павел», op. 36 (1835)«Илия», op. 70 (1846)«Христос», op. 97 (не окончена)Te Deum Кантаты

    «Christe, Du Lamm Gottes» (1827)

    «O Haupt voll Blut und Wunden» (1830)

    «Vom Himmel hoch» (1831)

    «Wir glauben all» (1831)

    «Ach Gott vom Himmel sieh darein» (1832)

    «Вальпургиева ночь», op. 60

    «Праздничные песнопения», op. 68 (1840)

    «Wer nur den lieben Gott lasst walten» (1829)

3.4. Оркестровые сочинения

    12 симфоний для струнного оркестра (1821-1823)

    Симфония № 1 c-moll op. 11, (1824)

    Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»), op. 52 (1840)

    Симфония № 3 a-moll («Шотландская»), op. 56 (1842)

    Симфония № 4 A-dur («Итальянская»), op. 90 (1833)

    Симфония № 5 d-moll («Реформационная»), op. 107 (1832)

    Увертюра C-Dur («Увертюра с трубами»), op. 101 (1825)

    Увертюра «Сон в летнюю ночь», op. 21 (1826/1831)

    Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине», op. 32 (1833)

    Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера», op. 26 (1832)

    Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», op. 27 (1828/1833/1834)

    Увертюра «Рюи Блаз», op. 95 (1839)

    Музыка к трагедии «Антигона», op. 55 (1841)

    Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь», op. 61 (1843) (В том числе знаменитый Свадебный марш)

    Музыка к пьесе «Аталия», op. 74 (1843-1845)

    Музыка к трагедии «Эдип», op. 93 (1845)

    Музыка к пьесе «Лорелея», op. 98 (1845)

3.5. Концерты

    Концерт для скрипки с оркестром d-moll (1822)

    Концерт для скрипки с оркестром e-moll op. 64 (1838, вторая редакция 1844)

    Концерт для фортепиано с оркестром a-moll (1822)

    Концерт для фортепиано с оркестром № 1 g-moll, op. 25 (1831)

    Концерт для фортепиано с оркестром № 2 d-moll, op. 40 (1837)

    Два концерта для двух фортепиано с оркестром (E-dur и As-dur) (1823-1824)

    Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром D-dur (1823)

3.6. Камерные сочинения

    Семь струнных квартетов;

    Струнный октет;

    Две сонаты для скрипки и фортепиано;

    Две сонаты для виолончели и фортепиано;

    Два фортепианных трио;

    Три фортепианных квартета;

    Соната для альта и фортепиано

3.7. Сочинения для фортепиано

    Прелюдии и фуги

    Вариации

    Три сонаты

    Каприччио

    «Песни без слов», восемь тетрадей

    Рондо-Каприччиозо

3.8. Сочинения для органа

    Прелюдия d-moll (1820)

    Анданте D-dur (1823)

    Пассакалья c-moll (1823)

    Три прелюдии и фуги, op. 37 (1836/37)

    Три фуги (1839)

    Прелюдия c-moll (1841)

    Шесть сонат op. 65 (1844/45)

    Анданте с вариациями D-dur (1844)

    Аллегро B-dur (1844)

3.9. Вокальные и хоровые сочинения

    «На крыльях песни»

    Шесть песен, op. 59 (1844)

Список литературы:

    Электронная еврейская энциклопедия. Феликс Мендельсон

    Этот хаммерклавир сохранился до наших дней и находится в Берлинском музее музыкальных инструментов

    John L. Holmes. Composers on Composers. - Greenwood Press, 1990. - P. 94

    Р. Вагнер. Еврейство в музыке / Перевод с немецкого И. Ю-са. - СПб.: С. Грозмани, 1908. Перепечатано: «Лебедь» (Бостон), № 288, 08 сентября 2002 г.

Биография Мендельсона будет интересна не только пианистам и людям, вращающимся в творческих кругах, но и человеку, которому нравится сам процесс получения новых знаний. Композитор был не обычным человеком - он был гением в широком смысле этого слова, а его знаменитый марш звучит, соединяя любящие пары. Так кто же такой был Якоб Людвиг Феликс Мендельсон? Краткая биография позволит пройтись по его жизни и творчеству и приоткрыть тайну его гениальности.

Маленький гений

С чего начинается любое повествование о творческом человеке? Наверное, с того, где, когда и как он появился на свет. Биография Мендельсона в этом плане не станет исключением. Итак, 3 февраля 1809 года в Гамбурге, в еврейской семье банкиров и философов родился мальчик, которого назвали Якобом Людвигом Феликсом. Так как его родители пытались отказаться от религии своих предков, то дети не обучались в церковно-приходской школе, а крещение получили уже во взрослом возрасте и примкнули к лютеранской церкви.

Спустя некоторое время семья даже сменила фамилию с Мендельсон на Бартольди, чтобы подчеркнуть свое отречение от еврейских корней. Феликс, тогда уже взрослый человек, не возражал против таких перемен, но решил подписываться двойной фамилией.

Через два года после рождения композитора его семья переехала из Гамбурга в Берлин. Такие перемены были вызваны желанием дать своим детям хорошее воспитание и образование. Помимо Феликса, в семье был еще один одаренный музыкант - его старшая сестра Фанни. Впоследствии она стала известно пианисткой и иногда сама писала небольшие любительские пьесы, но отец считал, что это неподходящее занятие для молодой девушки.

В шестилетнем возрасте Мендельсон начинает брать уроки игры на фортепиано, а в семь лет уезжает в Париж для обучения у Мари Биго. Еще через два года состоялось первое выступление будущего композитора. Он принял участие в одном из камерных концертов. В это же время Мендельсон знакомится с Гёте и своей игрой производит на поэта огромное впечатление.

Обучение

Биография Мендельсона никак не может обойтись без упоминания студенческих лет композитора. В 1819 году Феликс поступает в Певческую академию в Берлине и начинает сочинять.

Это не проявилось вдруг, из ниоткуда. Он с самого детства много импровизировал и записывал свои произведения. Первый сборник его сочинений был опубликован в 1822 году. В то время Феликсу было всего 13 лет. Для того времени это был более чем стремительный старт. Через два года, в 15 лет, ему удалось написать Симфонию № 1 для оркестра в до миноре, а спустя год на суд публики вышел октет ми-бемоль мажор, доказавший гениальность юного композитора. Именно это произведение и увертюра к произведению Шекспира «Сон в летнюю ночь» стали самыми знаменитыми работами Мендельсона.

С 1824 года Феликс берет уроки у Игнаца Мошелеса, композитора и пианиста. Сам учитель признавался, что скорее сам учился у юного гения, чем наоборот. Совместная работа сделала их друзьями на всю жизнь.

Образование композитора было разносторонним. Помимо музыки, он любил литературу, живопись, философию, иностранные языки и даже переводил книги.

Начало творчества

Биография Мендельсона как дирижера и композитора начинается в 1825 году. Отец и сын едут в Париж, чтобы продемонстрировать юное дарование ректору Парижской консерватории. Представление было высоко оценено среди мэтров того времени, но сам Феликс был не особо впечатлен французской музыкальной школой. Что, тем не менее, не помешало ему взять от нее все самое лучшее и завести множество полезных знакомств.

Спустя полгода семья возвращается обратно в Берлин, и композитор исполняет произведение, написанное в честь поэта Гёте. Премьера фортепианного квартета проходит непосредственно в квартире виновника торжества. После начала работы Феликса Мендельсоны смогли позволить себе переехать в большой просторный дом и открыть субботний музыкальный салон. Каждую неделю зал был полон.

В 1827 году выходит первая постановка «Свадьбы Камачо» по роману «Дон Кихот». Произведение было принято публикой благосклонно, но закулисные интриги не позволили опере появиться на сцене во второй раз. Мендельсон больше никогда не писал произведений в этом жанре.

Гастроли за рубежом

Краткая биография Мендельсона обязательно должна рассказать о периоде его зарубежных гастролей. Композитор возрождает творчество Баха, и его приглашают на подмостки лондонских театров в качестве дирижера, композитора и пианиста. На одном из таких концертов Мендельсон исполняет концерт для двух фортепиано собственного сочинения. На втором инструменте ему аккомпанировал Мошелес. Выступления имеют успех, и в 1829 году Феликс принимает решение организовать тур по Шотландии.

На родину он вернулся уже знаменитым. Впечатления, полученные во время гастролей, подтолкнули композитора написать «Шотландскую симфонию» и увертюру «Гебриды». Все концертные туры оплачивал отец Мендельсона. В 1830 году Феликс едет с выступлениями в Италию, а по возвращении гастролирует в Мюнхене, Штутгарте, Франкфурте и зимой 1831 года уезжает в Париж. Там ему посчастливилось познакомиться с Листом и Шопеном, но публика не была к композитору благосклонна в этот раз, и спустя три месяца Мендельсон, заболевший холерой, отменяет оставшиеся концерты.

Летом 1832 года в печать поступает первая книга Феликса «Песни без слов», которая быстро завоевывает аудиторию. В это же время он возвращается домой.

Дюссельдорф

Композитор Феликс Мендельсон тяжело переживает смерть своего первого учителя Карла Цельтнера. Он предлагает свою кандидатуру на его пост в Певческой академии, но работы не получает и вскоре уезжает из Германии.

В 1833 году состоялась третья поездка Мендельсона в Англию, где он исполнял симфонии собственного сочинения. После успеха у зрителей его приглашают дирижировать на музыкальном фестивале в Дюссельдорфе. Феликс с радостью соглашается, а после мероприятия ему дают должность генеральмузикдиректора. Два ближайших года у композитора очень плотный график работы, его концерты имеют большой успех у публики, но с руководством отношения у него так и не сложились.

В 1835 году он принимает решение сменить место жительства, переехать в Лейпциг и занять пост капельмейстера в Гевандхаусе.

Лейпциг

Дебют Феликса в Гевандхаусе состоялся в октябре 1835 года. Концерты имели ошеломляющий успех, они сделали Мендельсона ключевой фигурой в культурной жизни Европы того времени. Несмотря на плотный график выступлений, у него появляется время на собственное творчество. Еще пребывая в Дюссельдорфе, Мендельсон решает написать оратории на библейские мотивы. И в 1836 году первая из них - «Павел» - была представлена на Рейнском музыкальном фестивале.

Еще через год композитор обретает и личное счастье. Во время своих концертов во Франкфурте он знакомиться с Сесилией Жан-Рено и влюбляется в нее. Этот брак был удачным во всех отношениях. У пары родилось пятеро детей.

Даже став счастливым семьянином, Феликс продолжает давать концерты и мастер-классы по Европе. Он ходатайствует об открытии в Лейпциге первой консерватории, но от руководящего поста отказывается. Сочинительство и преподавание занимают большую часть его времени.

Берлин

Биография и творчество Мендельсона тесно связаны с его родиной - Германией. В 1841 году король Фридрих Четвертый приглашает композитора на пост капельмейстера в Берлине, так как монарху хотелось, чтобы этот город превратился в культурный и социальный центр Германии. Феликсу было поручено заняться реформированием Академии искусств и принять на себя руководство соборным хором.

Несмотря на поддержку короля, нововведения Мендельсона встречали активное сопротивление среди живущей там музыкальной элиты. Устав бороться с ветряными мельницами, композитор отказывается от своего поста и вновь возвращается к проведению концертов. В 1842 году вместе с семьей он в очередной раз приезжает в Великобританию. Там к нему приходит вдохновение, рождаются такие произведения, как «Антигон», «Царь Эдип», «Сон в летнюю ночь».

Последние годы

Биография Мендельсона для детей мало затрагивает сложные перипетии его профессиональной жизни и, скорее, сосредоточена на успехах композитора. После очередного успеха на лондонских подмостках Феликс возвращается в Лейпциг и открывает там консерваторию, ставшую первым высшим музыкальным учебным заведением в Пруссии. Он приглашает самых лучших преподавателей, таких как Шуман, Давид, Мошелес и других знаменитых музыкантов-современников.

Еще через год плодотворной работы на посту берлинского капельмейстера Мендельсон подает в отставку и окончательно возвращается в Лейпциг, чтобы вновь стать просто дирижером Гевандхауса и преподавать в консерватории. Ему удается закончить вторую ораторию под названием «Илия». Премьера ее состоялась в 1846 году в Бирмингеме и имела большой успех.

С энтузиазмом взявшись за сочинение третьей, и последней, части оратории «Христос», он вынужден прервать работу, так как начались проблемы со здоровьем. В 1847 году Мендельсон в последний раз посещает Великобританию.

В мае того же года умирает любимая старшая сестра композитора - Фанни. Потрясенный и удрученный этой новостью, Мендельсон отменяет все концерты и уезжает в Швейцарию, чтобы немного побыть одному. Через полгода, в октябре, уже после возвращения в Лейпциг, у Феликса случается кровоизлияние в мозг, а спустя пять дней - второй инсульт. Четвертого ноября 1847 года композитор умирает. В том доме, где он провел свои последние дни, сейчас действует музей.

Отношение современников и потомков

Немецкий композитор Мендельсон имел отличную репутацию среди своих коллег и учеников. Шуман называл его новым Моцартом девятнадцатого века, а юный Берлиоз восхищался мастерством игры Феликса на фортепиано и утверждал, что она ничуть не уступает его композиторскому гению.

К сожалению, вскоре после кончины композитора, в прессе появились жесткие критические отзывы о его творчестве. Рихард Вагнер написал статью, озаглавив ее «Еврейство в музыке», хотя Мендельсон был лютеранином и всегда избегал религиозных ярлыков. Автор опуса признает, что у Феликса имелся своеобразный, специфический талант, но в тоже время обвиняет его в подражании Баху. Вагнер заявляет, что творчество Мендельсона способствовало расцвету распущенности и произвола в музыкальном стиле того времени, так как придавало особое значение ничтожным и неясным идеям. Автор статьи связывал творческий путь композитора напрямую с его национальной принадлежностью. Современники не ожидали от Вагнера такой жесткой критики, но отношения между ним и Мендельсоном всегда были непростыми.

Чтобы смягчить гнев Рихарда Вагнера и напомнить публике о гении Феликса, вышла статья Петра Чайковского, в которой он с иронией и некоторым ехидством пишет о противостоянии двух композиторов. Историки и современники отмечают и заслуги Мендельсона как дирижера. Он возобновил исполнение сочинений Генделя, возродил из небытия произведения Баха и Шуберта.

Краткая биография Мендельсона для детей не может вместить всех подробностей жизни великого композитора, и, тем не менее, даже спустя полтора века после смерти, люди помнят и любят его творчество, в то время как имена Шумана, Генделя и прочих давно стерлись из памяти обывателей.

Основные оркестровые сочинения

Краткая биография композитора Мендельсона не могла обойти творческую сторону его жизни. С самого раннего детства Феликс сочинял инструментальную музыку для квартетов и оркестров. Она стала самой большой и долговечной частью его творчества.

Увертюра, написанная к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», считается жемчужиной его творческого пути. Блестящая оркестровая запись, самобытные мелодии и глубокий смысл произведений делали музыку Мендельсона еще более интересной для слушателей. Не уступают ей по своей красоте увертюры «Гебриды» и «Морская тишь и счастливое плаванье».

Симфонии композитору давались не столь блестяще. Первое произведение в этом жанре изящно по своей форме, но неоригинально среди симфоний того времени. Написанные позже «Реформационная» и «Шотландская» симфонии уже более полно отражают личность автора, отличаются оригинальностью формы и содержания. Лучшей, по мнению критиков, считается «Итальянская» симфония. Она имеет двойственный характер и некоторую непредсказуемость.

В отношении музыкальных концертов имеется двоякая тенденция. Первый и второй минорные концерты не поразили слушателей, а скрипичный концерт ми-минор, написанный незадолго до смерти композитора, до сих пор сохранил свое очарование и новизну.

Биография Феликса Мендельсона не изобилует трагичными взлетами и падениями, патетичными, трагичными или комичными ситуациями. Его гений был восхваляем и уважаем во всей Европе, его музыка задавала настроение и моду, а начинающие музыканты стремились попасть в ученики. Жаль, что композитор так рано ушел из жизни, но всего за 38 лет он сделал для музыки XIX века больше, чем любой другой.

Некоторое время назад было популярно печатать в музыкальных журналах кабинетное фото композитора Мендельсона. Конечно, это был не оригинал, а лишь современная реконструкция его рабочего места с восковой куклой.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!