Не словами а молчанием добрым взглядом. Морфология

Олимпиада школьников по литературе

Задание 1. Определите, к какому жанру фольклора принадлежит каждый из текстов:

А) Деревья смотри в плодах, а людей – в делах.

Б) Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.

В) Из того ли из города из Мурома, из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Задание 2. Дайте определение морали басни. Из каких басен извлечена мораль? Напишите название басен.

А) «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт…»

Б) «У сильного всегда бессильный виноват».

В) «Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды».

Г) «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Задание 3. Из какого произведения эти строки? Назовите автора и название произведения.

А) «Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя…»

Б) «Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет».

В) «Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя! »

Г) «Тяжелехонько вздохнула,

Восхищенья не снесла

И к обедне умерла…»

Задание 4. Какое выражение является эпитетом :

А) Седое море; В) Глубокое море;

Б) Холодное море; Г) Тёплое море.

Задание 5. Какое выражение в данном отрывке является сравнением? Выпишите его.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая,

С замираньем летит на звезду.

Задание 6. Допишите определение: «Созвучие концов стихотворных строк – это …»

Задание 7 . Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество.

А) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии . Провел реформу стихосложения.

Б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее. В. Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

В) Родился в Москве. Семья жила бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За время своей жизни был журналистом, издателем, автором многих прозаических и драматических произведений. Но в большей степени известен как баснописец.

Задание 8. В названии каких произведений встречаются цифры? Назовите автора и произведение (приведите 5 примеров).

Задание 9. Прочитайте рассказ О. Кожуховой «Забыть о себе, а другу помочь». Сделайте анализ рассказа, опираясь на данные вопросы.

5) Придумайте свою пословицу.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в тексты произведений, укажите их авторов и названия.

А) На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один ___________ , другой ____________. __________ только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни… . ____________ же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.

Б) «Тише, молчать, - отвечал учитель чистым русским языком , – молчать или вы пропали. Я __________».

В) «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

_______________ был безответен».

Задание 2. Из какого произведения эти герои? Назовите автора произведения .

А) Левонтий, тетка Васеня, Санька, бабушка Катерина Петровна.

Б) Митраша, Настя, Антипыч.

В) Соня, Валек, Маруся, Вася.

Задание 3. Определите писателя по биографическим фактам.

Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В. Жуковский подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя»

Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Задание 4. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже (Например: 1 – Д):

Летопись

«Лошадиная фамилия»

«Повесть временных лет»

«Каша из топора»

«Мартышка и очки»

Стихотворение

«Белая береза»

Задание 5. Дайте определение мифа. Мифы являются:

А) древним жанром;

Б) способом познания мира;

В) одним из видов фольклорной сказки.

Задание 6. Закончите пословицы:

А) Красна птица перьем..

Б) Где жить.…

В) Слово - серебро…

Г) Сто человек - …

Задание 7. Русские художники написали картины к русским народным сказкам: «Снегурочка», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Царевна», «Пёрышко Финиста – Ясного сокола», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка», «Белая уточка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». Назовите фамилии этих художников.

Задание 8. Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня .

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве и.

Задание 9. Прочитайте отрывок из стихотворения «Зимнее утро» и выполните задания:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче…погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

А) слова «вьюга злилась » являются: эпитетами, олицетворением или метафорой?

Б) слова «как бледное пятно

В) слова «великолепными коврами » являются: сравнением, метафорой или эпитетами?

Задание 10. Прочитайте рассказ О. Кожуховой «Забыть о себе, а другу помочь». Сделайте анализ рассказа, опираясь на данные вопросы.

1) Найдите главную мысль текста.

2) По каким приметам можно распознать доброго человека?

5) Придумайте свою пословицу.

Забыть о себе, а другу помочь.

Благоухание ландыша не слышишь за сто шагов. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Есть и люди, которых можно понять, только приблизившись к ним, увидев их не в шумном обществе, не на собрании, а в кругу друзей, в кругу семьи или даже наедине. Не на словах, а в молчании, в добром взгляде, в улыбке лучше всего раскрывается такой человек.

Хорошего, доброго человека узнаёшь не мгновенно, а длительно, на протяжении времени. Только время и является истинным пробным камнем для всякого дела. Не один раз помочь, а много раз, с неудобством для себя. Вот тогда это подлинная доброта, а не порыв, не движение напоказ.

Добрый человек и в трудный для себя час тоже добр и может забыть о себе, а другу помочь.

(По О. Кожуховой)

Задание 1.Назовите героя произведения, укажите автора и название.

А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может вылечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»

Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

В) Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас…:

«За дело, с богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит… . Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен.

Задание 2.Соотнесите термин и его определение.

А) Описание природы в литературном произведении; 1) рифма

Б) Разговор двух и более лиц; 2) пейзаж

В) Созвучие концов строк; 3) диалог

Г) Иносказательно описывает предмет, 4) рассказ

учит угадывать задуманное;

Д) Небольшое художественное произведение, 5)загадка

изображающее отдельное событие в жизни человека.

Задание 3.Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей

А) Агния 1. Есенин

Б) Астрид 2. Пришвин

В) Сергей Александрович 3. Куприн

Г) Александр Иванович 4. Маршак

Д) Александр Сергеевич 5. Линдгрен

Е) Константин Георгиевич 6. Родари

Ж) Джанни 7. Астафьев

З) Виктор Петрович 8. Барто

И) Самуил Яковлевич 9. Паустовский

К) Михаил Михайлович 10. Пушкин

Задание 4. Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». В каком произведении и кто стал:

А) крестьянкой

Б) разбойником

Задание 5. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был братом;

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

Задание 6. Выберите правильный вариант ответа:

А). «Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда…»

Завоевание какого города предсказывает Олегу кудесник в «Песне о вещем Олеге»?

1) Константинополя;

2) Александрии;

3) Херсона;

Б). Какому событию посвящены строчки Пушкина:

«И перед младшею столицей

Померкла старая Москва»?

1) сбору ополчения Минина и Пожарского в Ярославле;

2) созданию Новгородского вече;

3) основанию Петербурга;

4) разорению Москвы Наполеоном в 1812 году

Задание 7. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

А) В. Жуковского называют «солнцем русской поэзии».

Б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом, называется балладой.

Задание 8. Назовите два произведения русской литературы и их авторов, в основу которых положены события войны 1812 года. Укажите жанры этих произведений.

Задание 9. Напишите небольшую (20 – 25 предложений) благодарность книгам, используя любые формы и жанры сочинения-миниатюры.

А) Увы! Какая пустота в столице российской! Все тихо, все печально. На улицах не видно никого, кроме слабых старцев и женщин, которые с унылыми лицами идут в церковь молить бога, чтобы он отвратил грозную тучу от Русского царства, даровал победу православным воинам и рассеял сонмы литовские. Добросердечный, чувствительный царь стоит на высоком крыльце своем и с нетерпением ожидает вести от начальников воинства, пошедшего навстречу врагам многочисленным. Боярин Матвей неразлучен с царем благочестивым. «Государь! – говорит он. – Надейся на бога и на храбрость своих подданных, храбрость, которая отличает их от всех иных народов. Страшно разят мечи российские; тверда, подобно камню, грудь сынов твоих – победа будет всегда верною их подругою». – Так говорил боярин ; думал о благе отечества – и тосковал о своей дочери.

Б) «Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Я опять остановился. "Что за притча?.. Да где же я?" Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня... "Э! да это Парахинские кусты! - воскликнул я наконец, - точно! Вон это, должно быть, Синдеевская роща... Да как же это я сюда зашел? Так далеко?.. Странно! Теперь опять нужно вправо взять".

В) «…ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опушенными…улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».

Г) « Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами - ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни». .
Д) « Осень стояла теплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья…Трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморщенная, всё же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята».

Задание 2. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, распределите слова по названным группам.

1) дактиль 2) инверсия 3) аллегория

рассказ анапест басня

хорей пословица поэма

гипербола ямб антитеза

Задание 3. Напишите литературоведческую статью : «Гипербола - это…». Приведите примеры гиперболы из художественных произведений (не менее 2 примеров).

Задание 4. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

А) Иван Алексеевич 1) Маршак

Б) Роберт 2) Метерлинг

В) Михаил Юрьевич 3) Бунин

Г) Василий Андреевич 4) Жуковский

Д) Роберт Льюис 5) Крылов

Е) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс

Ж) Иван Андреевич 7) Стивенсон

З) Морис 8) Лермонтов

А) Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Б) Подай, Фелица! наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть…

В) Открылась бездна, звёзд полна,

Г) Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

Задание 6. В предложении: « Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами» - выделенные слова являются:

А) логическими определениями;

Б) постоянными эпитетами;

В) эпитетами.

Задание 7. Какую жанровую форму для написания «Капитанской дочки» избрал?

А) эпистолярная Б) мемуарная

В) дневниковая Г) объективно-повествовательная

Задание 8. Назовите «функции» древнегреческих богов:

А) Гелиос;

В) Гермес;

Задание 9. Назовите имя героини из известных вам произведений:

А) « Смуглая….набелена была по уши, насурьмлена…, фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика 14; рукава … торчали, как фижмы…, талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери…сияли на её пальцах, шее и ушах».

Б) «Ей было 17 лет, и красота её была в полном цвете. Отец любил её до безумия…, она не имела подруг и выросла в уединении…Редко наша красавица являлась среди гостей…Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности»

В) «Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она - тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом»

Задание 10. Как вы понимаете смысл высказывания Цицерона: « Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают ...»? Дайте развернутый ответ по данному высказыванию (не менее 100 слов).

Задание 1. Какому герою русской литературы посвящены эти строки из статей:

А). «У него много смешных и ложных понятий, но они все выходят из благородного начала, из бьющего горючим ключом источника жизни. Его остроумие вытекает из благородного и энергетического негодования против того, что он, справедливо или ошибочно, почитает дурным и унижающим человеческое достоинство…»

Б). «В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучают, а он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою».

В). «Он франт и щеголь, потому что дурак и столичный житель: глупцы скорее всего перенимают внешние стороны высшей их жизни. Отец содержит его прилично, но он мотает батюшкины денежки, чтобы наполнить свою пустоту, занять свою праздность и удовлетворить мелкому тщеславию…»

А). «Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю»

Б). Ваня (в кучерском армяке):

Папаша! Кто строил эту дорогу?

Папаша (в пальто на красной подкладке):

Клейнмихель, душенька!

В). «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

Г). «Береги честь смолоду»

Задание 3. Ведущим мотивом в русском героическом эпосе является мотив поединка, вспомните содержание русских былин и сказок и определите, кто из героев и с кем сражается в данном месте.

А) Иван, крестьянский сын со Змеем 1. У реки Смородина

Б) Илья Муромец с Соловьем - разбойником 2. У Пучай - реки

В) Добрыня Никитич со Змеем 3. На Калиновом мосту

Задание 4. Кто из русских писателей ввел «теорию трех штилей»?

А) ; Б) ; В) .

Задание 5. Кого из названных писателей считают ярким представителем романтизма в русской литературе?

А) ; Б) ; В) .

Задание 6. Перечислите не менее 5 кинофильмов, снятых по сюжетам произведений.

Задание 7. О каких литературоведческих понятиях (терминах) идет речь?

А) один из тропов художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя;

Б) относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением или его частью и кратко выражающий идейный смысл, основное содержание;

В) один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания героя;

Г) художественный прием намеренного искажения чего-либо, нарушение пропорций изображаемого мира, причудливое соединение фантастики с жизнеподобием.

Задание 8 . С именами каких писателей и поэтов связаны следующие литературные места:

Задание 9. Соотнесите героя и произведение (написать пары)

А) Цыфиркин 1) «Мертвые души»

Б) Лука Лукич Хлопов 2) «Горе от ума»

В) Василиса Егоровна Миронова 3) «Слово о полку Игореве»

Г) Антон Антонович Загорецкий 4) «Герой нашего времени»

Д) Святослав 5) «Недоросль»

Е) Доктор Вернер 6) «Ревизор»

Ж) Манилов 7) «Капитанская дочка»

Задание 10. Проанализируйте стихотворение Вероники Тушновой (это должен быть связный текст, составленный на основе предложенных вопросов).

Вот говорят: Россия…

Реченьки да берёзки…

А я твои руки вижу,

узловатые руки,

жёсткие.

Руки от стирки сморщенные,

слезами горькими смоченные,

качавшие, пеленавшие,

на победу благословлявшие.

Вижу пальцы твои сведённые, -

все заботы твои счастливые,

все труды твои обыденные,

все потери неисчислимые…

Отдохнуть бы, да нет привычки

на коленях лежать им праздно…

Я куплю тебе рукавички,

Хочешь – синие, хочешь – красные?

Не говори «не надо», -

мол, на что красота старухе?

Я на сердце согреть бы рада

натруженные твои руки.

Как спасенье своё держу их,

волнения не осиля.

Добрые твои руки,

прекрасные твои руки,

матерь моя, Россия!

1. Какова тема стихотворения?

2. Какой стилистический прием использует автор для того, чтобы обозначить тему произведения?

3. Является ли тема стихотворения высокой? Автор решает её классически?

4. Какими приемами В. Тушнова вводит центральный ключевой образ стихотворения?

5. На основе какого поэтического выражения родился этот образ?

6. Почему центральной деталью образа стали руки? Какая смысловая задача решается автором с помощью этой детали?

7. Какими художественно-выразительными и языковыми средствами подчеркиваются в ключевом образе земные, реалистичные черты и черты нравственно-философские?

9. Найдите в стихотворении строки, которыми эмоционально ярко и ёмко выражена идея произведения.

А) Вчера я приехал в <…>, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы <…>: во время грозы облака будут спускаться до моей кровати. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый <…>синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается <…>, как мохнатая персидская шапка, закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, маленький городок, шумят целебные ключи…Весело жить в такой земле!

Б) Изображу ль в картине верной

Уединенный кабинет,

Где мод воспитанник примерный

Одет, раздет и вновь одет?

Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по балтическим волнам

За лес и сало возит к нам,

Все, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной,-

Все украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

В) Скучно на этом свете, господа!

Г) Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.

Д) Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все даром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет…

Задание 2. Кому принадлежат эти описания луны и звёзд?

А) Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

Б) Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

В) Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и чёрных скал вершины.

Г) На луне туманный круг;

Чуть блестят поляны.

Сердце вещее дрожит;

Робко дева говорит:

«Что ты смолкнул, милый?»

Ни полслова ей в ответ:

Он глядит на лунный свет,

Бледен и унылый.

Задание 3. О каких литературоведческих понятиях идет речь?

А) Способ повествования, ориентированный на воспроизведение живой, устной речи, имитация импровизационного рассказа, рождающегося на глазах у читателя.

Б) Сюжетное стихотворение исторического, героического или фантастического содержания.

В) Направление (течение) в литературе и искусстве ХVIII-начала ХIХ вв., отмеченное отрицанием художественных авторитетов , внутренней глубиной человеческой индивидуальности; герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах.

Г) Направление (течение) в литературе и искусстве ХIХ века, отмеченное объективным отображением существенных сторон жизни в сочетании с авторским идеалом, воспроизведением типичных характеров, конфликтов в типичных обстоятельствах, интересом к проблеме «личность и общество».

Д) Иносказательное изображение какого-либо абстрактного, отвлеченного понятия или идеи при помощи конкретного предметного образа.

Задание 4. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России?

А) Ясная Поляна

Б) Симбирск

Г) Карабиха

Д) Щелыково

Е) Овстуг

Ж) Спасское-Лутовиново

З) Тригорское

Задание 5. Прочтите фрагмент произведения. Назовите автора и само произведение, выпишите имена собственные, дайте им историко-литературный комментарий.

Но ни Вергилий, ни Расин,

Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека,

Ни даже дамских мод журнал

Так никогда не занимал,

То был, друзья, Мартын Задека…

Задание 6. Какая пьеса безуспешно была показана в Александринском театре Петербурга, но затем спустя два года имела огромный успех при постановке во МХАТе?

Задание 7. В каком театре выступали знаменитые русские актеры: , ? В каком городе находился этот театр?

Задание 8. Назовите имя русского театрального деятеля, организатора знаменитых Русских сезонов.

Задание 9. Определите стилистическую фигуру, встречающуюся в каждой строке строфы:

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную. ()

Задание 10. Проанализируйте стихотворение И. Бунина «Первый соловей». Почему поэт называет песню соловья первой, если сам же признаёт, что мир слышал ее «тысячу раз»?

Задание 1. Кому из персонажей принадлежат следующие высказывания? Укажите авторов и названия произведений.

А) «Трогает жизнь, везде достает».

Б) «…только об одном прошу тебя: не говори красиво».

В) «Надобно же, чтобы всякому человеку куда-нибудь можно было пойти».

Г) «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно».

Д) «Дачи и дачники – это так пошло…»

Задание 2. Определите, из каких рассказов взяты следующие цитаты.

А) «Пришли мужики, взяли его за руки и за ноги, отнесли в часовню. Там он лежал на столе с открытыми глазами, и луна ночью освещала его. Утром пришел Сергей Сергеевич, набожно помолился на распятие и закрыл своему бывшему начальнику глаза».

Б) «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

В) «Вернулись мы с кладбища в добром расположении. Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая жизнь, не запрещенная циркулярно, но не разрешенная вполне; не стало лучше».

Г) «И казалось, что еще немного – решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко – далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».

Д) «Город мало-помалу расширялся во все стороны; Цыганскую Слободку уже называли улицей, и там, где были сад «Тиволи» и лесные склады, выросли уже дома и образовался ряд переулков. Как быстро бежит время!».

Задание 3. О каком литературном деятеле России А. Герцен сказал следующие слова : «В этом застенчивом человеке, в этом хилом теле обитала мощная, гладиаторская натура! Он был сильный боец!».

Задание 4. С какими направлениями (течениями) в литературе и искусстве (символизм, акмеизм, футуризм) связаны эти имена?

, В. Хлебников, А. Белый, – Мусатов, .

Задание 5. Одоевский считал три русские пьесы самыми высокими образцами драматического искусства – «Недоросль», «Горе от ума» и «Ревизор». Какую пьесу и какого драматурга он назвал четвертой?

Задание 6. По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идет речь?

А) … - один из тропов, разновидность метонимии, перенесении значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий» М. Лермонтов, вместо лодки – парус); единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил» - «Евгений Онегин» А. Пушкина); целое берется вместо части.

Б) … - вымышленная картина идеального жизненного устройства. Термин связан с названием произведения английского писателя Томаса Мора (), который, критикуя в своем произведении эксплуататорское общество, рисовал мир, где все трудятся и счастливы. Его последователи – великий итальянский гуманист Т. Кампанелла («Город солнца»), английский писатель – социалист В. Моррис («Вести из ниоткуда») и др.

Задание 7. Инверсия, используемая М. Цветаевой в стихотворении «Орфей», усиливает эмоциональный накал стихотворения. Укажите пример инверсии.

Кроваво – серебряный, серебро –

Кровавый след двойной лия,

Вдоль обмирающего Гебра –

Брат нежный мой, сестра моя!

Задание 8. В творчестве писателей XIX века нашла свое отражение тема войны 1812 года. Соотнесите автора и название стихотворения :

А) 1) «Певец во стане русских воинов»

Б) 2) «Бородинское поле»

В) 3) «Бородино»

Г) Д. Давыдов 4) «Воспоминания в Царском селе»

Д) 5) «Война и мир»

Задание 9. Определите писателя по фрагменту критической характеристики .

А) В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущеюся неповоротливостию, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостию, остротою и добродушно-саркастическою насмешливостию; с его природною верностию взгляда на предметы и способностию коротко, ясно и вместе кудряво выражаться. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род. И все это выражено в таких оригинально русских, не передаваемых ни на какой язык в мире образах и оборотах...(По В. Белинскому)

Б) Как известно, он сам называл себя "поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских". И, однако, в его балладах так же, как и в лирике, мы видим не просто переводчика, а "соперника" великих западноевропейских поэтов.(По И. Семенко)

В) Показана зрителю зажиточная дворянская семья екатерининского времени в невообразимо хаотическом состоянии. Все понятия здесь опрокинуты вверх дном и исковерканы; все чувства выворочены наизнанку; не осталось ни одного разумного и добросовестного отношения; во всем гнет и произвол, ложь и обман и круговое, поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает, и ни те, ни другие не понимают, для чего они гнетут, лгут и обманывают, и никто не хочет даже подумать, почему они этого не понимают. Жена-хозяйка вопреки закону и природе гнетет мужа, не будучи умнее его, и ворочает всем, т. е. все переворачивает вверх дном, будучи гораздо его нахальнее. Она одна в доме лицо, все прочие-- безличные местоимения ...(по В. Ключевскому)

Г) В "царство молчания", в неподвижную среду догматического мировоззрения, воплощенной традиции, окаменелого прошлого, огненной молнией врезалась свободная речь. В безмолвной среде раздалась живая речь - и все испуганно оглянулись. Самый факт, что кто-то заговорил, что кто-то осмелился гласно объявить пять-шесть мыслей здравых, - самый факт уже предосудителен, и он предрешает содержание речи. Ясно, что она будет протестующей, критической; ясно, что это будет вызов крепостному строю жизни, тем людям, которые отторгают детей от матерей и отцов. Ведь если удовлетворяться этим строем, если чувствовать себя хорошо, то нет нужды говорить: тогда - мы уже видели - лучше молчать...(По Ю. Айхенвальду )

Задание 10. Творческое задание.

Выберите одно из предложенных ниже заданий. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь (по необходимости) на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

1. Есть ли в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ответ на поставленный в заглавии вопрос?

2. Почему активный и целеустремленный Штольц дружит с апатичным Обломовым?

3. Почему все плывущие на корабле «Атлантида» (и праздные богачи, и измученные матросы) обречены на гибель? (По рассказу «Господин из Сан-Франциско»)

Упражнение 2

Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.

Образец: необученные солдаты - ничему не обученные солдаты.

(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.

Упражнение 3

Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не.

(Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

Упражнение 4

Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не, составьте с ними словосочетания.

Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

Упражнение 5

Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка - итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

Упражнение 6

Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н...) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н...)(н...)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга - мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал - край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.

Упражнение 7

Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?

А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.

Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.

Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

Упражнение 8

Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст. Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.

В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)

Упражнение 9

Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.

Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.

Упражнение 10

Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не.

1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт.

Упражнение 11

Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме.

1. (Не)вежда (не)навидит учение.

2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

3. (Не)ряшливый человек смешон.

4. (Не)льзя объять (не)объятное.

5.(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.

6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.

Упражнение 12

Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

4. (Не) быть гордым и грубым.

5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

6. (Не) хвастаться и (не) лгать.

7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

Тест по теме «Правописание не с разными частями речи»

1. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) (не)прерывное (не)домогание

2) мне это вовсе (не)интересно

3) (не)вежда

4) это было (не)избежно

2. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) совершить (не)лепый поступок

2) бормотать что-то (не)внятное

3) ничем (не)оправданный риск

4) юноша крайне (не)вежлив

3. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) в пачке (не)достает трех тетрадей

2) (не)взлюбить с первого взгляда

3) (не)зная причины

4) обошлось (не)дешево

4. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) работа (не)зачтена

2) вести себя (не)принужденно

3) (не)приступная крепость

4) с утра (не)здоровится

5. Какое из объяснений является ошибочным?

1) (не)хочется в это верить - не с глаголами пишется раздельно

2) переспросить, (не)доумевая - не пишется слитно, так как слово без не не употребляется

3) отозваться очень (не)лестно - не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова

4) (не)погашенный костер - не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

6. В каком примере НЕ пишется слитно?

1) Многие рукописи (не)расшифрованы.

2) В книге (не)хватало нескольких страниц.

3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.

4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.

7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно.

1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

2) Мне в этот день (не) здоровилось.

3) С людьми браниться – никуда (не)годится.

4) Толпа (не)доумевала.

5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.

1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.

2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.

3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.

4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

9.Укажите слитное написание частицы не:

1) далеко (не)робкое замечание

2) (не)у кого остановиться;

3) ничуть (не)дорог;

4) (не)здоровый цвет лица;

5) (не)дядин дом;

6) (не)доумевал;

7) (не)большой, но удобный шкаф;

8) выразить (не)годование;

9) (не)чего бояться;

10) (не)длинна, а коротка.

10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:

1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,

2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;

3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.

11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:

1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;

2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;

3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.

12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;

2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;

3) (не)вредимый, (не)громкая.

13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.

1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;

2) пишется слитно, если можно заменить синонимом без не,

3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.

14.Укажи примеры с ошибкой:

1) проявил негодование;

2) не ласковый взгляд;

3) вовсе не лёгкий переход;

4) был недогадлив;

5) ничуть не подозрительный;

6) нисколько непривередлив;

7) отнюдь не безвыходный.

Правописание НЕ с разными частями речи (Упражнения ...

videotutor-rusyaz.ru›Упражнения и тест

7-й класс

Правописание не с разными частями речи

Открытый урок

Цели:

1) систематизировать знания о написании не с разными частями речи;

2) совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи;

3) развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения.

I ЭТАП. Определение темы урока и постановка целей.

Прочитайте записанные на доске слова и определите, какова будет сегодня тема урока.

А. (Не)годовать, (не)доумевающий, (не)ряха, (не)взначай, (не)настный.

Б. (Не)торопливо, (не)написано, (не)открытый, давно (не)встречавшийся товарищ.

– Да, сегодня мы будем повторять тему «Правописание не с разными частями речи».

Что будем делать на этом уроке?

– Повторять и обобщать правила, тренироваться. Записываем эти слова на доске. Это – цель нашего урока.

Как мы это будем делать? С чего начнем? Почему?

(Ответы. Вначале надо повторить правила.)

Зачем нам знать правила? (Ответы.) Обратимся к алгоритму. Что такое алгоритм?

(Последовательность действий (шагов) для достижения результата.)

Внимательно посмотрите еще раз первую запись (строчку А на доске). Что объединяет слова этой группы? Каков будет первый шаг? (Ответы.)

Давайте определим второй шаг (см. на доске строчку В).

II ЭТАП. Повторение теоретического материала, отработка правил и алгоритма действия.

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛИТНОГО ИЛИ РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ НЕ

Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е Причастия Глаголы и деепричастия
слитно раздельно слитно раздельно слитно раздельно
Без не не употребляются Противопоставление с союзом а Без не не употребляются Краткое причастие Без не не употребляются Всегда
Можно подобрать синоним Наличие слов далеко, отнюдь, вовсе Полное одиночное (нет зависимых слов) Противопоставление с союзом а
Наличие наречий степени, признака: чрезвычайно, совершенно, абсолютно, почти Сравнительная степень: не лучше, не умнее Наличие зависимых слов (входит в причастный оборот)
Наличие отрицательных наречий: негде,
некуда
С прил., которые не имеют полной формы: не рад

Что мы с вами повторили? Какую задачу решили?

(Повторили правила, без которых невозможно грамотно писать.)

Как будем закреплять материал? Ваши предложения ?

Предлагаю вам самим написать параграф учебника. Для этого разделимся на три группы. (В каждой группе ученики разных уровней: сильные, средние и слабые (У-3, У-2, У-1). Каждая группа получает конверт с заданием (конверты лежат на партах в начале урока.)

Прочитайте алгоритм выполнения задания.

III ЭТАП. Отработка практических навыков.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЯМИ

1. Выберите из конверта одно из посильных и интересных заданий, напишите к нему ключ.

2. Придумайте условное обозначение (символ) для заданий из вашего конверта. Обозначьте этим символом задания.

3. Разместите это задание на страничке вашего параграфа.

4. Из оставшихся заданий выберите одно для домашней работы.

Разместите его в месте, помеченном знаком «Домашняя работа».

5. Объясните, почему вы выбрали именно эти задания.

6. Защитите свой текст параграфа, выбрав от каждой творческой группы по одному человеку.

Выбранные задания ребята помещают на листах ватмана, листы – на магнитной доске. Предлагаем желающим защитить свой вариант.

– Что мы делали? Какой цели достигли?

– Закрепляли, тренировались.

На дом: закончите схему, заполнив отсутствующие элементы. При желании можно прорешать вариант товарищей.

Дифференцированные задания (по уровням) для работы в группах

Задание 1 (уровень У-2). Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки .

А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.

Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.

Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

– Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?

Ответ. _________

Задание 2 (У-1). Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст . Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.

В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)

Задание 3 (У-1). Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку .

Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

Подсказка: (не)в ежество, (не)п риступен, (не)с мелый, (не)д оброе, (не)у дачи, (не)м астер, (не)с частье, (не)к огда.

Задание 4 (У-1). Спишите пословицы, находя в правом столбике верное продолжение. Укажите, к какой части речи принадлежит слово с не.

– О каком человеческом качестве говорится в большинстве пословиц? Вспомните и запишите пословицу на ту же тему. (Ответы.)

Задание 5 (У-3). Перестройте словосочетание таким образом, чтобы не писалось раздельно. Укажите, к какой части речи относится слово с не.

Ненужные сейчас учебники _______________.

Незнакомый зрителям актер ________________.

Очень неудачная поездка __________________.

Весьма неприятная встреча ________________.

Задание 6 (У-3). Составьте несколько тестов, предложив разные варианты ответов, один из которых должен быть правильным .

А. Не пишется раздельно (сформулируйте часть правила):

а); б); в); г).

Б. Не пишется слитно (сформулируйте часть правила):

а); б); в); г).

В. В каком из четырех слов допущена ошибка в написании не:

а); б); в); г)?

Г. В каком слове не пишется слитно (не заключите в скобки):

а); б); в); г)?

Задание 7 (У-3). Раскройте скобки в предложенных примерах. Запишите объяснение слитного (раздельного) написания не. Один из вариантов должен быть правильный.

А. (Не)известный, а начинающий

Б. Абсолютно (не)известный

Д. (Не)видимый мною горизонт:

Задание 8 (У-3). Следующие предложения перестройте так, чтобы в них были деепричастные обороты.

1. Он слушал меня и не отвечал на мои вопросы.

2. Дождь прошел стороной и даже не замочил дорожной пыли.

3. Мы читали статью в газете и откровенно недоумевали.

4. Мальчик делал доклад и не заглядывал в свои записи.

Задание 9 (У-2). Выполните контрольный тест.

1. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.

а) Говорил (не)раз, давно (не)хоженная тропинка.

б) (Не)пролитые слезы, (не)достойное человека поведение.

в) Поведение, (не)достойное солдата; (не)выполненное мною задание.

г) (Не)нужные нам сведения, (не)открытые страны.

д) Ничем (не)огороженное место, далеко (не)случайно.

2. Не пишется раздельно во всех словосочетаниях ряда.

а) Ничуть (не)интересен, весьма (не)глупый мальчик.

б) (Не)известное науке животное, совершенно (не)известная дорога.

в) Травы (не)кошены, дом (не)кирпичный.

г) Ветер (не)холодный, но сильный; задание совсем (не)выполнено.

д) Вовсе (не)нужные вещи, вещь никому (не)нужна.

Ответы: 1 – _________, 2 – _________.

Задание 10 (У-2). Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не .

1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи.

2. (Не)законченный портрет.

3. Рукопись (не)отредактирована.

4. (Не)решенная еще проблема.

5. (Не)исписанные листы.

6. (Не)запланированная на сегодня поездка.

7. Ничего (не)говорящий факт.

Задание 11 (У-2). Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме .

1. (Не)вежда (не)навидит учение.

2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

3. (Не)ряшливый человек смешон.

4. (Не)льзя объять (не)объятное.

5.?(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.

6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.

Ответ. ________

IV ЭТАП. Подведение итогов. Рефлексия.

– У вас на партах лежат анкеты. Возьмите одну из них, заполните ее, подчеркнув свой ответ.

1. На уроке я работал (активно/пассивно).

2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен).

3. Урок для меня показался (коротким/длинным).

4. За урок я (не устал/устал).

5. Мое настроение (стало лучше/стало хуже).

6. Материал урока мне был (понятен/не понятен), (полезен/бесполезен), (интересен/скучен).

7. Домашнее задание мне кажется (легким/трудным).

Дополнительное задание. Учитель читает предложения. Одни семиклассники (1-й и 2-й уровень) записывают из них слова с не, указывают, к какой части речи они относятся; другие (3-й уровень) составляют схемы предложений или записывают предложения по памяти.

1. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках (оврагах) соловьи, не пахнет цветами, но степь еще прекрасна и полна жизни.

2. Полная женщина уставилась на Ивана, как бы не веря и не понимая, потом вся вспыхнула и всплеснула руками.

3. Невидный соловей, да слышный.

4. Чудесное в лесу всегда происходит незаметно, без чужого глаза.

5. Кроту падать некуда.

6. Нетерпение жгло и мучило его.

САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА В 7-М КЛАССЕ

Урок «Не с разными частями речи» – это урок – повторение изученного в 5–7-х классах о написании не с разными частями речи. Первый урок-закрепление в конце года.

В основу урока положен коммуникативно-деятельностный подход.

На I этапе – определение темы и постановка задач – использовались такие методы: эвристический (какова будет тема урока?), проблемный (зачем нам это надо?), актуализация опорных знаний.

Коллективная форма работы позволяла держать в поле зрения весь класс и активизировать деятельность всех учеников. Таблица и алгоритм развивали аналитическое мышление, умение отбирать нужную информацию, обобщать. Кроме того, работа с таблицей дала возможность отработать речевые умения учащихся.

На II этапе – практическая работа – использовались элементы проектной деятельности, развивалось критическое мышление через чтение и анализ. На этом же этапе развивались коммуникативные умения (на уровне «ученик – ученик», «ученик – группа»), диалоговое взаимодействие в группе. Групповая форма работы позволила организовать сотрудничество семиклассников, включить их в деятельность по достижению общей цели. Работа с дифференцированными заданиями помогла проверить лингвистическую компетенцию учащихся (умение распознавать языковые единицы), совершенствовать речевые умения. Задания повышенной сложности – уровни 2, 3 – развивали творческие возможности учеников, проверяли способность применять знания в нестандартной речевой ситуации.

Материал подбирался с учетом уровня подготовки каждой группы, предполагал творческий подход к заданиям любого уровня и способность продвижения от одного уровня к другому.

На III этапе – защита проектов – можно было увидеть уровень сформированности орфографических умений, осознанность и прочность полученных знаний, совершенствовалась речевая деятельность учеников, развивалось логическое мышление (объясните свой выбор).

На этапе рефлексии ученики давали самоанализ своей деятельности и оценку проведенной работы.

Домашнее задание носит дифференцированный характер.

Роль учителя на уроке – консультант.

Урок показал, что ученики знают правила написания не с разными частями речи и могут их применять на практике, могут устно анализировать языковые единицы, извлекать необходимую информацию из текстов и заданий.

Урок продемонстрировал высокий уровень активности всех учеников класса.

МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

Оргмомент Эвристический метод Анализ языковых единиц Логическое мышление, умение самостоятельно делать выводы, формулировать тему и задачи
Повторение теории Наглядный метод, использование алгоритма и таблиц Актуализация опорных знаний, систематизация и обобщение Репродуктивная деятельность учащихся, установление причинно-следственных связей, развитие речевых умений, умений систематизировать, обобщать, слушать
Практическая деятельность Элементы проектной деятельности, дифференцированный подход, включение каждого участника в деятельность по достижению общей цели Групповая творческая работа, практическая направленность с целью развития аналитических способностей Коммуникативные умения, диалоговая форма общения в группе, развитие критического мышления через чтение и анализ, самопознания. Развитие лингвистической компетенции
Защита проекта Наглядность, словесные формы Умение публично выступать, доказательно излагать свои мысли, отработка речевых умений
Подведение итогов Аналитический метод Умение оценивать результаты своей деятельности
Рефлексия Умение самостоятельно оценивать результаты своей работы и работы в группе

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленский р-н,
Смоленская обл.

Разделы: Русский язык

Цели урока

1. Обучающие:

– формироване навыков аналитического ассоциативного мышления при анализе семантической структуры текста;

– обучение навыкам ведения сетевого диалога через блог.

2. Развивающие:

– развитие языковой компетенции – совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений;

– развитие коммуникативной компетенции – совершенствование владения навыками устной речи;

– развитие образного мышления на основе создания синквейна

3. Культурологические:

– осмысление нравственных тезисов: “Раскрой ладонь – и одари теплом”, “Добрый человек и в нелегкий для себя час тоже незлобив и не может не помочь другу” и др. как залог успеха жизненного пути человека;

– рефлексия.

Техническое сопровождение урока, наглядность:

– проектор, 7 компьютеров (имеются в кабинете русского языка);

– интерактивная доска;

– выход в Интернет (создание синквейнов в режиме on-line через сервис GoogleDoc, анализ блоговых записей уч-ся – предварительное д\з)

– мультимедийная презентация.

Основные этапы урока.

Слайд 2. Вступление.

Приходим в мир мы – сделать жизнь светлее,
Хотя б на малый, скромный огонек,
Тот, что в ладонях пронести сумеем
Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.
Не ждать взамен похвал или награды, -
Даря добро, нельзя таить корысть.
Так дарит нам весна – цветенье сада,
Так небо дарит – голубую высь.
“Бог посылает дождь и на плохих и добрых…”
Воды живой всем подает глоток.
Так солнце согревает души скорбных
И даже самый маленький цветок.
И нам нельзя пройти свой путь иначе.
Ведь мир велик и каждый – странник в нем.
Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет…
Раскрой ладонь – и одари теплом!

Елена Влади (Елена Владимировна Никобадзе 1927-1990) из книги "У каждого свой город на земле"

(Музыкальное сопровождение: Keiko Matsui “Whisper From The Mirror”)

– Какие строки этого лирического эссе вы бы сделали сокровенными для себя?...(Обсуждение)

Затем учитель объясняет свою сокровенную фразу – переход к размышлению о труде души “навстречу людям”:

– Это рождает свет в душе человека, и такой человек делает мир светлее.

Постановка цели урока.

На одном из предыдущих уроков вы работали с текстом, в котором вы встретились с интересной интерпритацией этого цветка, послужившего автору поводом к серьезному разговору о духовном пути человека, текстом, вами до конца не понятого, а главное, не прочувствованного. Не до конца осмысли позицию автора. И совсем не поняли смысл первого образа текста. Поэтогму сегодня мы снова вернемся к этому тексту. Но чтобы он постепенно раскрылся перед вами и вы бы поняли, что и в тексте из нескольких предложений может быть сказано много, если обращать внимание на слова – образы, вокруг которых автор выстраивает подтекст, Мы по предложениям исследуем семантическую наполняемость текста, проследим ассоциативные связи авторского подтекста, которые и помогают понять позицию автора. Для этого мы воспользуемся технологией гипертекста

– Оределимся с понятиями гипертекст – гиперссылка – гиперсвязи...

– По ходу нашего исследования один из вас будет оформлять в тексте, который мы должны собрать, гирессылки: наши ассоциативные отсылки на другие тексты.

Перед нами образ сегодняшнего урока – ландыш.

Давайте почувствуем ваше восприятие первоначальное этого цветка – у вас пока мало знаний о нем.

Создайте в группах синквейн этого образа.

(Технология: обсуждение – создание и запись в тетради синквейна – ответственный группы записывает синквейн в Word в режиме On– Line в GoogleDoc // один из группы записывает на интерактивной доске последнее ключевое слово синквейна – обсуждение – аргументированное объяснение ассоциации (заготовка таблицы в Word)

Просмотр записей работы групп в Google)

– А вот как пишет О.Кожухова: “Благоухание ландыша не слышишь за сто шагов. К нему нужно подойти вплотную и наклониться”.

– Это начало нашего текста. С первого предложения погружаешься в ласкающую, теплую интонацию фразы для последующего разговора, благодаря звукописи – гармоническому сочетанию аллитерации: точно найденному согласному сонорному звуку – в сочетании с гласными.

– Что это за звук? (л)...

– Покоряет это начало и выбранным цветком, его певучим название – “ландыш” и удивляет выражением “слышать запах”.

– Обратите внимание, какого слова начинается текст! Обратимся к словарю на gramota.ru:

http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%E1%EB%E0%E3%EE%F3%F5%E0%ED%E8%E5&all=x&lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x

А теперь обратим внимание на этимологию слова slovari.yandex.ru

http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%83%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&encid=shansky&st_translate=sp&encid=shansky

Что значит “благо” – подберите к слову синоним – добро. Можно воспользоваться тем же порталом

http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%E1%EB%E0%E3%EE

– Посмотрите, как много нам сказало первое предложение.

Есть и люди, которых нельзя понять, не приблизившись к ним, не увидев их в кругу друзей или даже наедине.

Тестовый вопрос : Как связаны грамматически две тезы?

– А теперь семантическа (лексическая) ассоциация предложения (обсуждение – решение)

– В блоге вы давали собственную интерпретацию понятиям “душа цветет” и “цветущая сложность”. Хотелось бы обратить внимание на две работы... (анализ)

– Опираясь на найденные ключевых слов и ассоциации, ответьте на вопрос: О какой человеческой душе будет дальше говорится в тексте?

– Как узнать доброго человека (обсуждение в группах). “Не словами, а.....(? Чем?– обсуждение)

Лучше всего раскрывается такой человек молчанием, добрым взглядом, улыбкой.

“Хорошего, доброго человека узнаёшь не мгновенно, а длительно, на протяжении времени. Только время и является истинным пробным камнем для всякого дела”.

Парадоксально: для того чтобы понять и увидеть в человеке доброту – нужно время. Почему?

В качестве аргументов приведу два текста (ссылка на стих-е С.Есенина “Шел господь пытать людей в любви” и мини-эссе “И еще чуть-чуть”)

– Как являет себя подлинная доброта (обсуждение)

“Не один раз помочь, а много, неудобствами для себя. Вот тогда это подлинная доброта, не порыв, не движение напоказ”

Итог размышлений – возвращение к строке первоначального стихотворения “Раскрой ладонь и одари теплом...” и гиперсвязь этой строки с заключительным предложением текста “Добрый человек и в нелегкий для себя час тоже незлобив и не может не помочь другу”

– Мы собрали весь текст. Давайте посмотрим, что у нас получилось... (анализ сделанных по ходу анализа гиперссылок)

– Не хватает еще одной – к слову ландыш. Это будет снова созданный вами синквейн по итогам наших размышлений.

Но сначала – работа над ошибками. Вот, что вы писали.... Изменилось ли ваше восприятие текста? (анализируются типичные ошибки с этим текстом на одном из предыдущих уроках)

Обсудите теперь указанные вопросы, включая вопрос о роли первого предложения и запишите их в Google

(Технология работы над ошибками: все садятся за ПК по группам. Время – 5 мин.)

Анализ....(в режиме реального времени через Интернет)

Подошло время итогового синквейн. Посмотрим, насколько глубоко вы поняли тему. Образ тот же – ландыш

(Принцип оформления тот же. По итогам работы выбираются лучшие, копируются в Word и создается последняя гиперссылка.)

– У нас сегодня был урок-исследование. Что мы исследовали? Вопрос не поверхностный – не спешите, подумайте...

И наша рефлексия гораздо важнее: наши ощущения не оформишь гипертекстом, они не видимы – но самые важные.

А теперь мое слово – в центре которого ключевой образ сегодняшнего исследования – ландыша души... Итог размышлений: свой духовный мир, себя.

Последние слайды

Я хочу Вам стихи подарить,
Чтоб звенел в них, как ландыши в чаще,
Добрых помыслов отзвук звенящий
В лучезарном сиянье зари.
Я хочу Красоту подарить.
Я хочу светлой вестницей быть,
В рупор лилии белой трубить,
Звоном ландышей тихих звенеть,
На заре переплавленных в медь.
Звук в стихи перелить, не дыша,
Чтоб у Вас окрылилась душа.
Вы слыхали, как на рассвете
Шепчут ландыши белые эти?
Я хочу Красоту подарить,
Пусть расправятся скорбные плечи,
Пусть Вас добрый мой Лекарь излечит
Светлым пламенем хрупкой зари.
Я хочу Вам ее подарить.
От нее я затеплю свечу,
Чтобы пламя у губ Ваших билось,
Чтобы скорбь до конца растворилась,
Красоту подарить Вам хочу!

Елена Влади (Елена Владимировна Никобадзе 1927-1990) из книги "У каждого свой город на земле".

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!