Человек в группе вариант проведения урока. Конспект занятия в средней группе «Тело человека

«Человек в группе»

Характеристики урока (занятия)

Класс: 6 класс

Предмет: Обществознание

Тема урока: Человек в группе

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

1. Осознать, что общество необходимо человеку.

2. Получить представление о группах составляющих общество.

3. Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правила поведения и нормы.

Используемое оборудование:

План урока:

    Постановка темы урока его целей и задач.

II. Изучение нового материала

1.Общество

2.Группы общества.

3.Правила и нормы жизни в обществе.

III. Закрепление изученного.

Ход урока

I.

- Приветствие

Повторение пройденного материала в форме фронтального опроса

Вопрос к классу : Как называется наш предмет?

Обществознание.

Вопрос к классу : Что означает название?

Знания об обществе.

Вопрос к классу : Чем это знание может помочь вам в жизни?

Поможет общаться и т. д.

Вопрос к классу : Какую общую тему мы изучали на прошлых уроках?

Личность подростка (нас)

Как изучение отдельно взятого подростка поможет в изучении общества?

Я (мы) часть общества.

На сегодняшнем уроке мы соединим изучение этих понятий (общество и человек).

II.

1.

Сегодняшнюю тему попробуйте сформулировать самостоятельно.

На доске ряд иллюстраций (люди по одиночке и группы людей). Предлагаю выйти желающему ученику и прошу его сгруппировать иллюстрации, как он считает нужным.

Прошу другого ученика прокомментировать выбор одноклассника.

Итак, у нас две группы иллюстраций, исходя из их расположения, попробуйте дать название темы нашего урока.

Анализируем предлагаемые варианты и формулируем тему.

Предлагаю записать тему в тетрадь.

- Вопрос к классу Ребята, а к какой группе иллюстраций вы хотели бы отнести себя?

(вероятнее к обществу)

Почему?

(весело, интересно, вместе общаться и т.д.)

Давайте вы попробуете дать определение «Общество».

Слушаем варианты, формулируем. Прошу записать в тетрадь.

Вы не зря хотели видеть себя в обществе. Это не просто интересно или весело. Это необходимо. Человек является существом социальным, т.е.общество необходимо для его нормального развития.

Пример учителя: новорожденный без общения никогда не станет нормально развитым человеком.

Приведите общеизвестный пример, подтверждающий это утверждение Ученики приводят в пример Маугли.

Давайте сделаем вывод.

Человек полноценно развивается только в обществе . (записывают в тетрадь).

- Вопрос к классу Для взрослых общество так же необходимо. Как вы думаете почему?

Приведите наиболее известный литературный пример (Робинзон Крузо).

Только в обществе человек может проявить себя, показать, на что он способен.

2. Возвращаемся к определению общества, делаю акцент на группы.

Группы, составляющие общество очень многообразны и многочисленны: большие и малые, временные и постоянные, профессиональные, религиозные. Количество групп зависит от интересов и видов деятельности людей. Количество групп намного превышает количество людей составляющих общество.

- Вопрос к классу Попробуйте объяснить почему?

Человек может быть участником разных групп одновременно - семья, группа друзей, рабочий коллектив и т.д.

3. Но во всех группах, без исключения, действуют определенные правила и нормы поведения.

Приведите примеры (в семье, в классе ит. д.).

Ребята, а для чего нужны эти правила в группах? Для того что бы ответить на этот вопрос предлагаю вам сделать задание.

Каждая колонка обсуждает и записывает правила и нормы поведения в гостях (1-я колонка), в кинотеатре (2-я колонка), в школе (3-я колонка) 5 минут.

Представитель от каждой колонки озвучивает ответ.

А теперь давайте представим, что произойдет, если в каждом случае не соблюдать эти правила.

Слушаем варианты ответов.

Прошу сделать общий вывод. Нарушение правил и норм поведения ведёт к отторжению человека от общества.

Мы работаем просто замечательно, но давайте немного отдохнем и проведем своего рода игру.

Эксперимент. Приглашаю пятерых желающих (четверо из них в курсе эксперимента). Прошу по внешности портрета. Определить основные черты характера человека и вид его деятельности. Первыми высказываются четверо подготовленных учеников, они говорят одно и тоже, притом заведомо негативно и необъективно, пятый поддается или нет влиянию группы в своих ответах.

Благодарю участников и поясняю суть эксперимента. Особое внимание обращаю на то

Что в подобных экспериментах ученые в большинстве случаев выявляли подверженность влиянию со стороны группы.

Мы делаем вывод, что та группа, в которой мы находимся, имеет на нас влияние.

Степень влияния бывает разной, больше или меньше.

Прошу учеников рассуждать от чего зависит степень влияния.

Ответы сводятся к следующему:

От личных качеств человека и от состава группы.

Разным бывает не только степень влияния но и его результат

(положительный и отрицательный).

III.

Обращаю внимание на таблицу на доске:

«Влияние группы на человека»

1

Первые примеры формулируем вместе. Заполнение таблицы предлагаю в качестве домашнего задания.

На следующем уроке мы с вами будем более подробно характеризовать группы общества, а сейчас давайте повторим, что мы изучили сегодня.

Закрепление изученного материала в форме фронтального опроса.

Обращаю внимание на домашнее задание

Благодарю за активную работу, интересуюсь степенью интереса к материалу и его актуальностью в жизни.

Выставляю оценки.

Предварительный просмотр:

«Человек в группе».

Гончарова Оксана Анатольевна.

Место работы, должность:

МОУ СОШ №1 г. Емвы.

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: основное общее образование

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

Класс: 6 класс

Предмет: Обществознание

Тема урока: Человек в группе

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

Цели урока:1. Осознать, что общество необходимо человеку.

2. Получить представление о группах составляющих общество.

3. Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правила поведения и нормы.

Используемое оборудование:

План урока:

I. Постановка темы урока его целей и задач.

II. Изучение нового материала

1.Общество

2.Группы общества.

3.Правила и нормы жизни в обществе.

III. Закрепление изученного.

Ход урока

Приветствие

Повторение пройденного материала в форме фронтального опроса

Вопрос к классу : Как называется наш предмет?

Обществознание.

Вопрос к классу : Что означает название?

Знания об обществе.

Вопрос к классу : Чем это знание может помочь вам в жизни?

Поможет общаться и т. д.

Вопрос к классу : Какую общую тему мы изучали на прошлых уроках?

Личность подростка (нас)

Как изучение отдельно взятого подростка поможет в изучении общества?

Я (мы) часть общества.

На сегодняшнем уроке мы соединим изучение этих понятий (общество и человек).

Сегодняшнюю тему попробуйте сформулировать самостоятельно.

На доске ряд иллюстраций (люди по одиночке и группы людей). Предлагаю выйти желающему ученику и прошу его сгруппировать иллюстрации, как он считает нужным.

Прошу другого ученика прокомментировать выбор одноклассника.

Итак, у нас две группы иллюстраций, исходя из их расположения, попробуйте дать название темы нашего урока.

Анализируем предлагаемые варианты и формулируем тему.

Предлагаю записать тему в тетрадь .(слайд 1)

Вопрос к классу Ребята, а к какой группе иллюстраций вы хотели бы отнести себя?

(вероятнее к обществу)

Почему?

(весело, интересно, вместе общаться и т.д.)

Давайте вы попробуете дать определение «Общество».

Слушаем варианты, формулируем. Прошу записать в тетрадь. .(слайд 2)

Вы не зря хотели видеть себя в обществе. Это не просто интересно или весело. Это необходимо. Человек является существом социальным, т.е.общество необходимо для его нормального развития.

Пример учителя: новорожденный без общения никогда не станет нормально развитым человеком.

Приведите общеизвестный пример, подтверждающий это утверждение Ученики приводят в пример Маугли .(слайд 3)

Давайте сделаем вывод.

Человек полноценно развивается только в обществе .(записывают в тетрадь) .(слайд 4)

Вопрос к классу Для взрослых общество так же необходимо. Как вы думаете почему?

Приведите наиболее известный литературный пример (Робинзон Крузо). .(слайд 5)

Только в обществе человек может проявить себя, показать, на что он способен.

Возвращаемся к определению общества, делаю акцент на группы.

Группы, составляющие общество очень многообразны и многочисленны: большие и малые, временные и постоянные, профессиональные, религиозные. Количество групп зависит от интересов и видов деятельности людей. Количество групп намного превышает количество людей составляющих общество.

Вопрос к классу Попробуйте объяснить почему?

Человек может быть участником разных групп одновременно- семья, группа друзей, рабочий коллектив и т.д. .(слайд 6)

Но во всех группах, без исключения, действуют определенные правила и нормы поведения.

Приведите примеры (в семье, в классе ит. д.).

Ребята, а для чего нужны эти правила в группах? Для того что бы ответить на этот вопрос предлагаю вам сделать задание.

Каждая колонка обсуждает и записывает правила и нормы поведения в гостях (1-я колонка), в кинотеатре (2-я колонка), в школе (3-я колонка) 5 минут. .(слайд 7)

Представитель от каждой колонки озвучивает ответ.

А теперь давайте представим, что произойдет, если в каждом случае не соблюдать эти правила.

Слушаем варианты ответов.

Прошу сделать общий вывод. Нарушение правил и норм поведения ведёт к отторжению человека от общества. .(слайд 8)

Мы работаем просто замечательно, но давайте немного отдохнем и проведем своего рода игру.

Эксперимент. Приглашаю пятерых желающих (четверо из них в курсе эксперимента). Прошу по внешности портрета .(слайд 9) определить основные черты характера человека и вид его деятельности. Первыми высказываются четверо подготовленных учеников, они говорят одно и тоже, притом заведомо негативно и необъективно, пятый поддается или нет влиянию группы в своих ответах.

Благодарю участников и поясняю суть эксперимента. Особое внимание обращаю на то

Что в подобных экспериментах ученые в большинстве случаев выявляли подверженность влиянию со стороны группы.

Мы делаем вывод, что та группа, в которой мы находимся, имеет на нас влияние.

Степень влияния бывает разной, больше или меньше.

Прошу учеников рассуждать от чего зависит степень влияния.

Ответы сводятся к следующему:

От личных качеств человека и от состава группы.

Разным бывает не только степень влияния но и его результат (положительный и отрицательный).

III.

Обращаю внимание на таблицу на доске: .(слайд 10)

«Влияние группы на человека»

Первые примеры формулируем вместе. Заполнение таблицы предлагаю в качестве домашнего задания.

На следующем уроке мы с вами будем более подробно характеризовать группы общества, а сейчас давайте повторим, что мы изучили сегодня.

Закрепление изученного материала в форме фронтального опроса.

Обращаю внимание на домашнее задание

Благодарю за активную работу, интересуюсь степенью интереса к материалу и его актуальностью в жизни.

Выставляю оценки.

Прощаюсь.


Цели:
1. уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;
2. учить детей видеть признаки сходства и различия между людьми и выражать их в речи; работать над обогащением словарного запаса детей;
3. развивать речь, внимание, правильное дыхание, моторику рук;
4. воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.
Словарь:
мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, человек, люди, названия частей тела (верхние и нижние конечности).
Оборудование:
картинки, с изображением тела человека; мультимедиа; схематическое изображение человека.
Ход занятия
На доске ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка.
Воспитатель: Кто нарисован на этих картинках?
Дети: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка
Воспитатель: Как можно назвать одним словом?
Дети: Люди
Воспитатель: Все люди разные: есть пожилые и молодые, взрослые и дети. Посмотрите друг на друга внимательно, чем отличаются люди друг от друга? Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?
Ответы детей
Воспитатель: Одинаковый ли цвет волос?
Дети: Нет
Воспитатель: Все ли вы одинакового роста? (предложите детям померяться ростом) Но раз мы такие разные, то почему нас всех называют словом «ЛЮДИ»? Что у нас у людей общего? Чем мы похожи?
Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: человек и части тела
Работа с картинками с изображением тела человека.
Воспитатель: Внимательно посмотрите друг на друга. Из каких частей тела состоит человек?
Дети: голова, шея, туловище, верхние конечности - руки, нижние конечности-ноги
Воспитатель: Верно, ребята, у всех нас есть голова. Что находится на голове?
Дети: нос, рот, уши, глаза
Воспитатель: Для чего нужны нос, рот, уши, глаза?
Ответы детей
Воспитатель: Отгадайте загадки, и среди этих картинок найдите правельный ответ.
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым,
Важным, длинным, маленьким,
Горбатым, толстым, тонким, конопатым.
(Нос)
Всегда он в работе,
Когда говорим.
А как отдыхает,
Тогда мы молчим.
(Рот)
Гимнастика для развития правильного дыхания.
Мы вдохнём легко и плавно, (вдох)
Выдохним протяжно (выдох)
Нос в работе (вдох)
Рот в работе (выдох)
Дышим все мы славно.
Воспитатель: Молодци! А вот еще дин такой вопрос на чём «сидит» голова?
Дети: На шеи
Воспитатель: Для чего нужна шея человеку?
Дети: шея – она соединяет голову и туловище человека
Воспитатель: Как называется самая большая часть тела человека?
Дети: туловище
Воспитатель: Покажите, где у вас туловище?
Дети показывают на себе
Воспитатель: Что находится на туловище впереди?
Дети: грудь, живот
Воспитатель: А что находится сзади?
Дети: спина
Воспитатель: Как вы думаете, что такое верхние, нижние конечности?
Ответы детей
Воспитатель: Как называются руки?
Дети: верхние кончности
Воспитатель: Как называются ноги?
Дети: нижние конечности
Воспитатель: В самом низу ноги - вот эта часть ноги (показать) называется ступней, как вы думаете почему?
Ответы детей
Воспитатель: Да от слова «ступать»
Гимнастика для рук
Очень сложен человек: (указательный палец на лбу, нахмуриться)
Двое глаз и двое век, (указательным пальцем показать на глаза, на веки)
И-внимательно смотри! - (указательным пальцем от глаз к вискам)
Уха два и две ноздри (показать на уши и ноздри)
А вот пальчиков-по пять, (растопырить пальцы на обеих руках)
Чтобы ими всё держать. (хватающий жест руками)
Воспитатель: Отгадайте загадки.
Большая часть – всему опора
И шея есть, спина, живот.
Скажите, что это такое?
Дети: туловище
Воспитатель: Молодцы! А еще в каждом человеке живет суперскилет, это наши кости, они все повторяют за нами, посмотрите, как выгледит ваш скилет, когда вы развоите руки, или например, скрещиваете ноги, или когда вы лежите. Вот поднемите левую руку вверх, а правую положите себе на голову, а теперь посмотрим, как это сделал наш скилет. А посмотрите сколько много косточек в ладони. Ребята познакомтесь это Маша. Маша очень не обычная двока, она может совсем разволится, вот так. А вам нужно момочь ей собрать. И назвать какие части тела человека вы запомнили?

Тема: Человек в группе

Класс: 6

Цель у рока: формирование представления обучающихся о видах группе и значимости роли группы в жизни подростка

Задачи:

Образовательная : определить значение понятий группа, лидер, нормы и роль группы в формировании личности обучающегося

Развивающая: развивать умения: выделять информацию из текста, преобразовывать информацию в другую знаковую систему, классифицировать объекты, создавать схему, работать в группе;

Воспитательная: воспитывать умение самостоятельно организовывать свою деятельность, культуру общения.

Тип урока : изучение новой темы. Открытие новых знаний

Методы : частично-поисковый

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная

Формируемые УУД:

Познавательные - поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков

Личностные : Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Регулятивные : целеполагание, учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Планируемые результаты;

Предметные: учащиеся узнают, почему в группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции; научатся называть и характеризовать законы межличностных отношений, выявлять признаки группы; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся ведению дискуссии, а также применять навыки работы в группе.

Метапредметные: - формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формировать целевые установки учебной деятельности;

Личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал, учебник.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Актуализация знаний.

Беседа по теме « Межличностные отношения» Повторение в виде игры « Пинг-понг». Учитель задает вопрос ученику, тот отвечая, спрашивает другого и т.д. не менее 5-6 вопросов по теме.

Учитель обобщает ответы.

Внимание на экран. Прочитайте высказывания и прокомментируйте. О чем идет речь

Без многого может обходиться человек, но только не без человека».

Карл Людовиг Берне , немецкий критик конца 18в.

« Жизнь никогда не зависела и не зависит только от твоих собственных убеждений, привычек. На неё ежедневно и бесконечно влияют другие люди-семья, коллектив, общество» .

Иван Шамякин , белорусский писатель первая половина 20в

Обобщая сказанное, подводит к теме урока:

- И так, тема нашего урока «Человек в группе»

Ребята посмотрите на план урока и сформулируйте цель.

1.Что такое группа.

2.Какие бывают группы.

3. Группы, которые мы выбираем.

4. Правила группы.

- Цель урока: выяснить, что такое группа, какие бывают группы, почему люди вступают в группы, а также познакомимся с групповыми

Мотивация: - Знания по данной теме помогут вам ориентироваться в обществе, общаться со своими сверстниками. Тема урока «Человек в группе» является актуальной для каждого. Как важно – проснуться утром, вспомнить, что очень скоро вас ожидает встреча с теми, кто вам близок и интересен. Тогда и настроение бодрое, и дело спорится. Ведь общество – совокупность самых разных групп.

Актуализация: Из курса истории вспомним,

В какие группы объединялись в древности люди? Примерные ответы : род, племя, семья, стадо.

Так что же такое группа, используя материалы параграфа 7 стр. 58-59 дайте определение данному понятию.

Группа – это коллектив людей, которых связывают общие цели, интересы, деятельность.

Работаем в микро-группах

1 группы . Задание. Прочтите текст пар. 7 стр. 58-59, пункт «Какие бывают группы» и раздаточный материал, составьте схему «Виды групп и выделите по каким признакам можно разделить людей на группы групп.

Текст.

Группы бывают разные. По группы можно разделить на большие и малые

национальному признаку. по возрасту по полу месту жительства: горожане и сельские жители, по религии

которые выбираешь

Ребята, по каким признакам можно разделить наш класс?

Каждый из вас является участником группы.

-В какие группы сейчас входите вы?

    группы Задание. Прочтите текст параграф 7 стр. 59-60, пункт «Группы, которые мы выбираем» выделите причины, по которым люди вступают в группы.

(ответ: для общения; общие интересы; приносить пользу людям; найти взаимопонимание, для совместной деятельности)

    Можно ли самому подобрать для себя группу?

    А может ли группа выбрать вас?

    Что даёт человеку группа, какие качества в нём развивает?

(Развивает отзывчивость, милосердие, сопереживание, умение дарить радость).

Видео. Тимур и его команда.

Вывод: Группы, составляющие общества очень многообразны и многочисленны: большие и малые, временные и постоянные, профессиональные, религиозные. Количество групп зависит от интересов и видов деятельности людей.

Физминутка.

    задание.

Лидер-

лидер

Задание

В одном классе был мальчик, который отличался своей силой, заставлял более слабых ребят делать то, что ему хочется. Часто обижал девочек, не всегда слушал учителей. Главное - считал себя лидером класса, потому что се его боялись.

Один ученик стремился любой ценой по всем предметам получить только пятерки. Он не тратил время на помощь по дому, общественные поручения, не помогал товарищам в трудную минуту.

Как вы считаете, являются ли лидерами парни, упомянутые в представленных ситуациях?

Почему ты так считаешь?

4. Что можно и чего нельзя и что за это бывает.

- Каждая группа живёт по своим правилам, и эти правила отличают данную группу от других. Правила, по которым живет группа, называются групповые нормы.

Как вы думаете, для чего нужны групповые нормы. Если вы затрудняетесь ответить, то откройте страницу 62 снизу второй абзац.

Я предлагаю вам написать общие правила для нашего класса.

Закрепление материала

Выберите верные утверждения

    Человек с рождения является членом той или иной группы.

    Один и тот же человек одновременно может входит в разные группы

    Малая группа состоит из людей, хорошо знающих друг друга

    Только отличники могут быть лидерами в школьном классе

    Общество – совокупность самых разных групп.

    Лидеру не обязательно брать на себя руководство группой

Вывод. Групп множество. У каждой группы есть общая цель и дело. Человеку чтобы развиваться, необходимо быть частью какой-либо группы.

Рефлексия

Важно ощущать себя частью чего-то большего, чем ты сам – частью школы, семьи, класса. Предлагаю, продолжите фразы: «Я друг своих одноклассников, потому что … », «Я один из учащихся нашей школы потому, что …», «Я гражданин России, потому что …».

Спасибо вам ребята за урок. А теперь оценим вашу работу. Кому сегодня поставим паять, …..

Домашнее задание

1 группа

Задание

Прочтите текст пар. 7 стр. 58-59, пункт «Какие бывают группы» и раздаточный материал, составьте схему «Виды групп и выделите по каким признакам можно разделить людей на группы групп.

Текст.

Группы бывают разные. По количеству входящих в неё людей группы можно разделить на большие и малые . Малая группа состоит из людей, хорошо знающих друг друга (от 2-3 до 20-30 человек).

Человек появляется на свет в малой группе (семье), большая часть жизни проходит с малых группах: ученический коллектив, спортивная команда, кружок, друзья, студенческий и производственный коллектив. Один человек, как правило, состоит сразу в нескольких группах: семье, классе, в кругу друзей, кружке и т.д. К большим группам относятся народы, племена.

Людей можно поделить на группы по принадлежности к профессии (профессиональный признак). Например, рабочих, учителей, врачей. В мире проживают множество народов разных национальностей (армяне, русские, мари) – деление по национальному признаку. Людей можно поделить на группы по возрасту , то есть на детей и взрослых, также по полу -на мужчин и женщин. Можно разделить по месту жительства: горожане и сельские жители, по религии тоже – на православных и мусульман.

Среди групп можно выделить те, которые выбираешь сам. Например, спортивный кружок, приятелей. И бывают группы в которых можно оказаться не по своему выбору (семья, класс)

Таким образом, групп, объединяющих людей очень много и разделить на группы можно по различным признакам.

Группа играет большую роль в жизни человека: в группе формируется личность, в группе формируются жизненные ценности, в группе рождаются правила, обычаи и традиции, в группе делятся друг с другом наболевшим. Люди выживают сообща. Ученический коллектив – особый тип малой группы. Школьники собираются вместе в классе; их основная цель – научиться новым знаниям.

    группа

Задание 1 . Прочтите текст параграф 7 стр. 59-60, пункт «Группы, которые мы выбираем» выделите причины, по которым люди вступают в группы.

Причины, по которым люди вступают в группы :

Первая причина - это общий интерес . Вместе собираются люди с одинаковыми интересами. Например, ходят в походы, играют в футбол

Вторая причина -

Третья причина-

Следующая причина-

    группа

Прочтите текст параграф 7 стр. 60-61, пункт кто может стать лидером. Составьте словесный портрет лидера.

    Для этого сначала объясните понятие: лидер

    Затем, назовите, каким должен быть лидер, перечислите качества

Лидер- человек, который ведет за собой группу и отвечает за неё.

Признаки группы (что позволяет этих ребят считать группой)

у ребят есть общая цель, дело, интерес они помогают пожилым людям

Задание к фрагменту фильма: Тимур и его команда

Определите цель группы (чем занимались)

Признаки группы (что позволяет этих ребят считать группой)

План урока.

Преподаватель: Залогина Т.В.

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.

Тема 1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Тема урока: Человек в группе.

Цель: сформулировать понятие «общение». Дать понятия различных видов общения, охарактеризовать их в зависимости от взаимодействия.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Средства обучения: Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования / А.Г. Важение. – 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 432 с.

Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей, Практикум: учеб. Пособие для учреждений нач. и сред. Проф. Образования / А.Г. Важенин. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192с.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мобилизация опорных знаний.

Задание 2. (с. 9).

Допишите недостающие понятия.

    В социологии выделяются такие виды личности, как:

Нормативная личность;

Модальная личность;

Маргинальная личность.

2. На формирование личности оказывают влияние такие фак­торы, как:

Наследственность;

Воспитание;

Социальная среда;

Социальные отношения.

3. Выделяют две составляющих социальной среды:

Макросреда;

Микросреда.

4. Социальные отношения включают в себя два уровня:

Социальный;

Психологический.

5. В зависимости от возраста различают этапы социализации:

Начальная социализация;

Продолженная социализация.

6. Существует две стороны воспитания:

Привитие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов;

Стихийное усвоение правил поведения.

Человек - существо социальное и не может жить вне общества. Жизнь в обществе предполагает взаимодействие между его члена­ми, которое называется общением.

Общение как процесс взаимодействия двух и более людей имеет массу проявлений в зависимости от того, как и при каких обсто­ятельствах оно проходит. Так, различают речевое и неречевое обще­ ние. Речь - важнейшее социальное свойство человека. Часто ко­роткой фразой мы можем выразить то, что нельзя показать с по­мощью мимики и жестов. Тем не менее неречевое общение так же важно, как и речевое. Дорожные знаки, указатели, таблички, ленты ограждений - все это несет определенную информацию. Форма­ми неречевого общения служат также и такие способы передачи информации, как семафор, азбука Морзе, флажковая сигнализа­ция. На стыке речевого и неречевого общения находится передача письменной информации.

В зависимости от способов взаимодействия выделяют перцеп­тивное, вербальное и интерактивное общение. Перцептивное об­щение связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его. Такое общение чаще воз­можно между близкими людьми - родителями и детьми, влюб­ленными, супругами, старыми хорошими друзьями. О таких лю­дях говорят: «понимают друг друга с полуслова». Вербальное обще­ ние - это общение с помощью слов, т. е. речевое общение. К его разновидностям относятся монолог (передача информации от го­ворящего слушателям), обмен репликами (словесное уточнение совершаемых действий) и диалог (разговор двух и более лиц).

Диалог - наиболее распространенная форма вербального обще­ния. Он предполагает самостоятельность и активность его участ­ников, признание важности точки зрения каждой из участвующих в диалоге сторон. Диалог предполагает обмен мнениями, ожидание ответа, готовность разъяснить свою позицию. В форме диалога про­ходят дискуссии, конференции, переговоры. Диалог - основной способ передачи информации между людьми и в обыденной жизни.

Интерактивное общение возникает при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности: на работе, учебе, при со­вместном проведении досуга и др. В процессе интерактивного об­щения люди приспосабливаются друг к другу, между ними воз­никают симпатия и взаимопонимание. Здесь есть место и здоро­вой конкуренции; не исключено возникновение и конфликтных ситуаций. Работа в трудовом коллективе, игры с друзьями, туше­ние огня пожарниками совместно с жителями соседних домов - все это виды интерактивного общения.

В связи с развитием средств передачи информации видовое раз­нообразие общения увеличивается. В особый вид уже можно выде­лить общение через Интернет, телефонное общение, SMS-общение. Это с особой актуальностью поставило вопрос о взаимоотно­ шении общения и коммуникации. Оба этих явления предполагают обмен информацией, содержание которой может быть одинако­вым. Отличие же состоит в следующем. При общении, как извест­но, субъекты равноправны, активны, обмен информацией приво­дит к ее дополнению, изменению, уточнению. Таким образом, происходит формирование новой информации, обладателями ко­торой становятся все участники общения. Коммуникация же пред­полагает передачу информации одним субъектом другому без об­ратной связи. Новую информацию получает только принимающий. Поэтому ее обновления и уточнения не происходит. Примерами средств коммуникации служат радио и телевидение.

Общение выполняет несколько важных функций в зависимости от того, какую цель имеет взаимодействие людей. Во-первых, ин­формационная функция. Общение служит средством передачи ин­формации. Во-вторых, обучающая функция. Получая новую ин­формацию, люди обогащают свои знания. В-третьих, воспитатель­ ная функция. При общении один человек может оказывать воздействие на другого с целью привить ему определенные образ­цы поведения. Наконец, общение выполняет функцию поддержа­ ния совместной деятельности людей и включения человека в об­щество как равноправного его члена.

В зависимости от содержания и сферы, в которой оно осуще­ствляется, выделяют несколько форм общения: бытовое, деловое, убеждающее, обучающее, культурное, научное, межкультурное, ритуальное и др.

Бытовое (повседневное) общение - это общение между близки­ми людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повсе­дневной бытовой жизни.

Деловое (служебное) общение осуществляется на работе, в про­цессе трудовой деятельности. Оно носит характер приказов, инст­рукций, указаний и имеет целью достижение положительных ре­зультатов трудовой деятельности. В рамках делового общения ру­ководитель выступает как активный субъект, который воздействует на подчиненного. Последний должен выполнять указания, однако он имеет право высказать свою точку зрения на поставленную задачу (проблему, ситуацию), особенно если это может способ­ствовать улучшению качества работы.

Убеждающее общение проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгляды и поведение. Так, роди­тели могут убеждать ребенка уделять больше времени учебе, кан­дидат в депутаты призывает голосовать за него на выборах, орга­ны пожарной службы рекомендуют населению аккуратно обра­щаться с огнем. При таком общении убеждающий субъект приводит аргументы, помогающие склонить убеждаемого в сторону своей точки зрения. Это могут быть выгодные перспективы, угроза на­казания и т.д.

Обучающее общение - это воздействие обучающего на обучае­мого с целью привить ему определенный комплекс знаний, уме­ний и навыков. Оно осуществляется как в рамках учебных заведений, так и в процессе овладения знаниями, необходимыми в обы­денной жизни.

Культурное общение связано с взаимодействием людей в про­цессе приобщения к культурным ценностям. Это могут быть посе­щение выставок, экскурсий, театров, кино, совместное занятие творчеством в рамках музыкальных, художественных и иных кол­лективов, членство в различных клубах, организациях и т.д.

Научное общение сопровождает научно-исследовательскую дея­тельность. Наука не стоит на месте. Чтобы не «изобретать велоси­пед», ученый должен следить за результатами работы своих коллег. Научное общение происходит как на межличностном уровне, так и на различных научных конференциях, диспутах, симпозиумах.

Межкультурное общение осуществляется между людьми, разде­ляющими разные культурные ценности. Это могут быть взаимо­действие представителей разных направлений в музыке, искусст­ве, литературе, общение «отцов» и «детей» или представителей разных национальностей. Такое общение может протекать на ос­нове сотрудничества и культурного взаимообогащения, а может создавать конфликтные ситуации.

Ритуальное общение - это выполнение заранее предписанных правил поведения. Оно постоянно встречается в обыденной жиз­ни. Знакомые при встрече здороваются, пожимают друг другу руки, военные отдают честь. Ученики встают, приветствуя учителя, вхо­дящего в класс. Ритуальное общение играет ведущую роль при со­вершении религиозных обрядов, соблюдении национальных и иных обычаев, таких как процедура бракосочетания, принятие пригла­шения и приход в гости, посещение общественных мест и т.д.

Одной из разновидностей ритуального общения выступает эти­кет, что в переводе с греческого означает обычай. Этикетом на­зывают совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к окружающим. Сюда относятся поведе­ние в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, предусмотренная одежда и др.

Наиболее распространенное правило в нашей жизни - это приветствие. Оно никогда не должно быть шумным и несдержан­ным. Младший должен первым здороваться со старшим, а подчи­ненный - с начальником. Входящий в помещение также должен поздороваться с присутствующими первым. Здороваясь с челове­ком, надо доброжелательно смотреть ему в глаза. Нельзя при при­ветствии протягивать руку через стол. Непринятие руки, протяну­той для рукопожатия, считается оскорблением.

Существуют свои правила для знакомства. Младшего надо представлять старшему, мужчину - женщине, сотрудника - ру­ководителю. Отдельного человека представляют группе.

На назначенную встречу надо приходить вовремя. При опозда­нии следует извиниться и объяснить причины задержки.

Поведение в гостях также предусматривает ряд правил. Если вас пригласили в гости, и вы приняли приглашение, будет не­вежливо не придти, при этом неприлично опаздывать более чем на десять минут. Принимая приглашение, нехорошо расспраши­вать о составе гостей. Хозяин сам может об этом сказать, если сочтет необходимым. В то же время он должен это сделать, если знает о неприязненных отношениях между приглашенными. Если вы встретились в гостях с человеком, которого меньше всего хо­тели бы видеть, вы, тем не менее, должны с ним поздороваться.

Для повседневной жизни также существуют правила, которых надо придерживаться. Они касаются поведения с детьми и стари­ками, внимания мужчины по отношению к сопровождаемой жен­щине, выбора темы для разговора в обществе т.д.

Умение правильно вести себя во взаимоотношениях с другими людьми называется культурой общения. Независимо от сферы об­щения и обстановки, в которой оно осуществляется, культура общения всегда предполагает вежливость, пунктуальность, скром­ность, тактичность, уважение к окружающим, умение выслушать собеседника и понять его. Человека, придерживающегося всех этих правил, можно по праву назвать культурным.

4. Закрепление полученных знаний.

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

    Коммуникация - воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определенный комплекс знаний, умений и на­выков (передача информации одним субъек­том другому без обратной связи).

    Этикет - взаимодействие между людьми (совокупность правил поведения, касаю­щихся внешнего проявления отношения к окружающим).

    Ритуальное общение - общение, которое связано со способ­ностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его (выполнение заранее предписанных правил пове­дения).

    Перцептивное общение - общение с помощью слов, то есть речевое общение (общение, которое связано со способ­ностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его).

    Бытовое (повседневное) общение - общение, которое воз­никает при взаимодействии людей в процессе совместной деятель­ности (общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повседневной бытовой жизни).

    Вербальное общение - общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повседневной бытовой жизни (общение с помощью слов, то есть речевое общение).

    Убеждающее общение - общение, которое осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности; оно проявляется в виде приказов, инструкций, указаний и имеет целью достижение поло­жительных результатов трудовой деятельности (общение, которое проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгля­ды и поведение).

    Обучающее общение - передача информации одним субъек­том другому без обратной связи (воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определенный комплекс знаний, умений и на­выков).

    Интерактивное общение - общение, которое проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгля­ды и поведение (общение, которое воз­никает при взаимодействии людей в процессе совместной деятель­ности (общение между близкими людьми).

    Деловое (служебное) общение - взаимодействие людей в про­цессе приобщения к культурным ценностям (общение, которое осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности; оно проявляется в виде приказов, инструкций, указаний и имеет целью достижение поло­жительных результатов трудовой деятельности).

    Межкультурное общение - общение, которое сопровождает научно-исследовательскую деятельность (общение, которое происходит между людьми, разделяющими разные культурные ценности).

    Культурное общение - общение, которое происходит между людьми, разделяющими разные культурные ценности (взаимодействие людей в про­цессе приобщения к культурным ценностям).

    Общение - выполнение заранее предписанных правил пове­дения (взаимодействие между людьми).

    Научное общение - совокупность правил поведения, касаю­щихся внешнего проявления отношения к окружающим (общение, которое сопровождает научно-исследовательскую деятельность).

    Анализ занятия.

    Домашнее задание.

Ответы на вопросы с.80

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!